• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Показатели делового климата российской экономики получили «прописку» в базе данных ОЭСР

С 2013 года результаты выборочных обследований делового климата в ключевых секторах национальной экономики, проводимых Центром конъюнктурных исследований Высшей школы экономики совместно с Росстатом, включены в базу данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) “Business tendencies and consumer opinion surveys (MEI)”.

В связи с планируемым вступлением России в Организацию экономического сотрудничества и развития со стороны этой глобальной «фабрики мысли» наблюдается растущий запрос в получении более актуальных и полных сведений о масштабе, динамике и перспективе проводимых в стране реформ. Россия, в свою очередь, уже несколько лет ведет планомерную масштабную работу по гармонизации представления в международном пространстве аналитической и экспертной информации о ключевых процессах своей общественной и экономической жизни. Слова президента Владимира Путина о том, что присоединение к ОЭСР «могло бы состояться уже в 2014 году», которые он произнес на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2012 года, безусловно активизировали эти интеграционные процессы.

С прошлого года Центр конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ начал активное взаимодействие с Секретариатом ОЭСР по вопросу включения результатов конъюнктурных обследований деловых тенденций в главных секторах экономики в базу данных ОЭСР “Business tendencies and consumer opinion surveys” («Обследования бизнес-тенденций и потребительских мнений»). Эта база консолидирует основные экономические показатели, рассчитываемые по результатам опросов, позволяющие анализировать динамику изменений делового климата в той или иной отрасли экономики.

Секретариат ОЭСР провел оценку качества и международной сопоставимости российских данных. Ее результаты подтвердили соответствие методологии конъюнктурных обследований ЦКИ рекомендациям ОЭСР и предъявляемым к выборке требованиям, что позволило начать практическую реализацию программы интегрирования.

В настоящее время в базу данных ОЭСР уже загружены и будут регулярно обновляться динамические ряды основных результатов обследований в следующих секторах экономики Российской Федерации:

  • промышленность: результаты мониторинга около 4,5 тыс. организаций (обновляется ежемесячно);
  • строительство: результаты мониторинга около 6,5 тыс. организаций (обновляется ежеквартально);
  • розничная торговля: результаты мониторинга 4 тыс. организаций (обновляется ежеквартально).

В дальнейшем результаты обследований бизнес-тенденций, проводимых Центром конъюнктурных исследований совместно с Росстатом, будут публиковаться в официальных изданиях ОЭСР и использоваться для расчета композитных опережающих индикаторов — одного из ценных инструментов экономического анализа и прогнозирования.

Как проводятся конъюнктурные исследования?

В России наиболее полные обследования бизнес-тенденций в режиме регулярного мониторинга проводит Высшая школа экономики совместно с Росстатом. Зоны ответственности распределяются следующим образом. Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разрабатывает программу обследований, проводит статистическую обработку и анализ информации, рассчитывает на ее основе различные композитные индикаторы, интегрально характеризующие деловой климат в российской экономике в целом и в отдельных ее отраслях. Росстат внедряет обследования в статистическую практику и, используя имеющиеся в его распоряжении панели респондентов, собирает и обобщает информацию. Такая кооперация позволяет, с одной стороны, поддерживать методологию и анализ полученных результатов на уровне международных стандартов, а с другой — проводить широкомасштабные обследования делового климата в большинстве всех базовых секторов экономики с общим охватом выборочной совокупности около 35 тыс. объектов наблюдения практически во всех регионах страны.

Специфика конъюнктурных обследований заключается в том, что, в отличие от традиционной статистики, источником информации служат мнения предпринимателей относительно различных аспектов производственной деятельности. Респонденты строят свои ответы с учетом всей совокупности внешних и внутренних факторов, включая, например, действующие и разрабатываемые законы, сложившуюся и ожидаемую тарифную и налоговую политику, международную и национальную конъюнктуру рынков сырья и сбыта. Регулярность и оперативность обследований, возможность расчета легко интерпретируемых композитных индикаторов позволяют заинтересованным пользователям получать объективную информацию и на ее основе своевременно отслеживать происходящие сдвиги в развитии отдельных отраслей и экономики в целом.

Методология конъюнктурных мониторингов базируется на международной практике обследований бизнес-тенденций; она была разработана и постоянно актуализируется специалистами ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ с использованием научного и практического потенциала Института исследований экономики им. Лейбница при Университете Мюнхена (ifo Institut — Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung an der Universität München e.V., Германия), Швейцарского института исследований экономических циклов KOF/ETH, Института экономических исследований и анализа (Istituto di Stidi e Analisi Economica — ISAE, Италия) и, прежде всего, гармонизированных стандартов Европейской комиссии и ОЭСР.

Скриншот базы данных ОЭСР “Business tendencies and consumer opinion surveys” («Обследования бизнес-тенденций и потребительских мнений»).
Скриншот базы данных ОЭСР “Business tendencies and consumer opinion surveys” («Обследования бизнес-тенденций и потребительских мнений»).




















Материал подготовила Тамара Липкинд