Юбилейный экономический форум в Красноярске: драйверами перемен на карте России могут стать инновационные кластеры
14—16 февраля 2013 года состоялся Х Красноярский экономический форум «Россия: карта перемен». В серии дискуссий о мерах поддержки инновационного развития регионов приняли участие сотрудники ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Голанд и Елена Нечаева.
Красноярский экономический форум входит в тройку наиболее значимых дискуссионных площадок страны, на которых с участием самого широкого круга стейкхолдеров обсуждаются актуальные вопросы формирования стратегии ее развития, укрепления экономики и инновационной системы.
Прошедший при поддержке федерального и краевого правительств, Минэкономразвития РФ и Минрегиона РФ Х экономический форум в Красноярске собрал рекордное количество делегатов: около 3000 представителей власти, бизнеса и экспертного сообщества из 16 стран и 57 российских регионов посетили порядка 30 круглых столов, панельных дискуссий и мозговых штурмов. Среди участников КЭФ-2013 были Дмитрий Медведев, семь министров его правительства, а также главы 12 субъектов РФ.
Повестку юбилейного форума сформировали следующие вопросы: стратегические инициативы социально-экономического развития страны и новые модели экономического роста, которые определяют институциональные преобразования и обусловливают повышение качества жизни. Дмитрий Медведев в приветственной речи констатировал: «Возврат к так называемой докризисной модели роста… уже невозможен. Надо искать новую модель. В нашем обществе созрел весьма устойчивый и, надо признаться честно, справедливый запрос на иное качество жизни в широком смысле этого слова, на иное качество образования, здравоохранения, всей социальной сферы». В числе главных стратегических задач развития страны премьер-министр указал необходимость «создать на внутреннем рынке устойчивый и долгосрочный спрос на изобретения, умные технологии».
Существенный блок дискуссий КЭФ-2013 касался инновационных стратегий регионов и их вклада в модернизацию национальной экономики. Представители ИСИЭЗ НИУ ВШЭ — заведующий отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере Михаил Голанд и директор Центра обработки социально-экономической информации Елена Нечаева — стали участниками серии круглых столов, на которых обсуждались меры государственной поддержки системы инноваций в субъектах РФ, а также опыт самих регионов и их наиболее успешные инициативы в данной области.
Основные направления дискуссии на круглом столе «Анализ регионального и федерального законодательства в сфере стимулирования инновационной деятельности» (стенограмма) определил доклад председателя Законодательной думы Томской области Оксаны Козловской по результатам исследования принятых мер поддержки инновационной деятельности, проведенного в 12 субъектах РФ — членах Ассоциации инновационных регионов России (АИРР). В качестве главных препятствий, мешающих реализации большинства мер политики, собравшиеся обозначили: 1) разрозненность органов власти на местах, которые отвечают за инновационную деятельность; 2) отсутствие единого понятийного аппарата в инновационном законодательстве субъектов федерации; 3) проблемы в сфере создания рынка интеллектуальной собственности. Вместе с тем эксперты отметили повышение инновационной культуры у представителей регионального бизнеса. Отдельное внимание они уделили: 1) проблемам разработки и реализации стратегий инновационного развития регионов; 2) проведению мониторинга инновационного законодательства; 3) выявлению и распространению «лучших практик»; 4) совершенствованию федерального законодательства в сферах государственных закупок высокотехнологичной продукции и регулирования деятельности малых предприятий, получивших венчурное финансирование от государственных институтов развития; 5) снятию ряда административных барьеров при создании малых инновационных предприятий при вузах. Участники высказали предложения о внесении ряда изменений и дополнений в федеральное законодательство.
На круглом столе «Российский опыт формирования и реализации кластерных программ и кластерных проектов» дискуссия (стенограмма) велась главным образом вокруг механизмов государственной поддержки инновационных кластеров и, в частности, финансирования тех или иных проектов, реализуемых на их базе.
С ключевым докладом выступил директор департамента инновационного развития Министерства экономического развития РФ Артем Шадрин. Представитель министерства перечислил основные финансовые инструменты поддержки пилотных инновационных кластеров, запланированные на 2013 год. Среди них, прежде всего, бюджетные субсидии в размере 1,3 миллиарда рублей, которые будут распределены среди 14 пилотных кластеров. Участникам кластера вместе с региональными властями предлагается 5 направлений расходования федеральной субсидии: 1) закупка оборудования для развития научных и образовательных организаций, объектов их инженерной и социальной инфраструктуры, а также транспортной и энергетической инфраструктуры; 2) финансирование программ дополнительного образования и зарубежных стажировок специалистов инновационных кластеров; 3) поддержка деятельности управляющих компаний кластеров; 4) финансирование консультационных услуг по подготовке инвестпроектов инновационной направленности; 5) финансирование участия представителей кластеров в международных форумах и круглых столах, а также организации соответствующих мероприятий на территории кластеров. Но, как подчеркнул Артем Шадрин, «из этого набора опций регионам надо будет выбрать не более двух».
Перечисленными мерами поддержка кластеров по линии Минэкономразвития не ограничивается. Кроме упомянутых субсидий для 14 кластеров, все 25 инновационных кластеров смогут участвовать в программах развития малого и среднего предпринимательства. По этой статье из федерального бюджета на цели развития пилотных кластеров будет выделено примерно 2 миллиарда рублей. Министерство также рассчитывает на комплексную поддержку кластеров со стороны региональных властей, особенно в части реализации инфраструктурных проектов.
Артем Шадрин подробно остановился и на возможностях внебюджетного финансирования программ инновационных кластеров и привлечения средств институтов развития, в частности, Внешэкономбанка, РВК, АИРР, Роснано, Российского фонда технологического развития и ряда других.
Председатель наблюдательного совета Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере Иван Бортник сообщил о планах этой организации финансировать инициативы и программы кластеров в пределах еще 2 миллиардов рублей в год. «Моя лично позиция (она в этой части у нас единая с генеральным директором Сергеем Геннадиевичем Поляковым), что тут мы железно будем поддерживать только проекты, связанные или с возникновением новых малых компаний, но в рамках кластеров, или с развитием компаний, которые существуют, но обязательно в пределах кластеров».
В ходе дискуссии обозначилась необходимость разработки дорожных карт кластерного движения. Юрий Зыбарев, ответственный секретарь совета Инновационного территориального кластера в сфере ИКТ Новосибирской области «СибАкадемСофт», предложил использовать этот инструмент, для того чтобы систематизировать накопленный инновационными кластерами опыт и наметить сценарии их развития. Соответственно, спрос на консультационные услуги, о которых Артем Шадрин говорил в своем докладе, со стороны кластеров определенно есть.
Обсуждение механизмов поддержки пилотных инновационных кластеров продолжилось и на круглом столе «Территориальная проекция национальной инновационной системы (НИС): инновационные кластеры». Позицию федеральной власти сформулировал статс-секретарь-заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев: «Государству невозможно указать несколько точек на карте страны и объявить, вот здесь мы будем создавать кластеры. Речь идет о софинансировании реализации региональных программ федеральным центром. Но федеральный центр готов поддерживать только те кластеры, которые уже были поддержаны со стороны регионов».
Вице-президент Фонда «Сколково» Олег Алексеев ключевым признаком эффективной деятельности кластера определил динамику организационных изменений. По его мнению, в кластере должна сформироваться ясная система управления, чтобы можно было ответить на вопрос, какие из его участников выступают драйверами всего процесса.
Предложениями круглого стола стали: 1) введение специальных льготных налоговых режимов для инновационно-технологического бизнеса, наукоемких компаний, стартапов, действующих в кластерах, 2) необходимость решения на федеральном уровне проблемы привлечения в кластеры компаний с иностранным участием и капиталом.
Вне программных мероприятий форума состоялась встреча представителей региональных органов власти, Минэкономразвития, АИРР и Высшей школы экономики, на которой обсуждались возможности оценки уровня инновационного развития регионов на основе данных государственной статистики.
Материал подготовила Елена Нечаева