XI Пастуховские чтения посвятили новациям в системе дополнительного образования
22—24 мая 2013 года в Ярославле на базе Государственной академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова состоялась ежегодная международная конференция «Пастуховские чтения». В ходе обсуждения возможных путей развития дополнительного профессионального образования (ДПО) России анализировались также вопросы информационного обеспечения этого сегмента образования — им была посвящена презентация сотрудников ИСИЭЗ Динары Бородиной и Натальи Ковалевой.
Главная направленность конференции «Пастуховские чтения», которая проводится с 1995 года при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации, — новации в образовании. Участники XI Пастуховских чтений обсуждали вопросы согласования путей развития системы дополнительного профессионального образования с требованиями реального сектора экономики и потребностями людей в повышении своей конкурентоспособности в условиях вступления России в ВТО и начала действия с 1 сентября 2013 года нового закона «Об образовании в Российской Федерации».
В этом году на конференцию съехалось более 80 человек из 27 городов России и двух зарубежных стран (Австрии и Швеции), в их числе были представители органов федеральной и региональной власти, работодатели и работники системы дополнительного профессионального образования. Минобрнауки России на конференции представляли заместители руководителей двух профильных департаментов: государственной политики в сфере высшего образования — Ирина Мосичева и государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО — Татьяна Алимова. С докладом на пленарном заседании также выступила Лариса Шмелькова, начальник отдел Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России.
В течение двух дней прошло 7 круглых столов, на которых обсуждались приоритеты развития ДПО на ближайшую перспективу по следующим направлениям:
- нормативное правовое обеспечение в сфере ДПО;
- новые требования к этому виду образования в свете вступления России в ВТО;
- профессиональный рост кадров как инструмент конкурентного преимущества предприятия;
- формирование системы признания качества ДПО через развитие сертификации профессиональных квалификаций, общественной и профессионально-общественной аккредитации;
- развитие сетевого взаимодействия и международного сотрудничества в ДПО;
- кадровое обеспечение процессов устойчивого развития и энергосбережения;
- эффективные методы и технологии ДПО.
В период работы конференции состоялось общее собрание членов Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей (Союза ДПО).
На конференции была представлена презентация сотрудников Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Динары Бородинойи Натальи Ковалевой«Дополнительное профессиональное образование: спрос и предложение на рынках образования и труда», содержащая анализ информационного обеспечения сферы ДПО. Эксперты продемонстрировали результаты мониторинга экономики образования, а именно данные двух опросов — работодателей (о формировании спроса на услуги дополнительного образования) и руководителей учреждений, предлагающих такие услуги.
Представленные данные вызвали у собравшихся большой интерес, поскольку иллюстрировали самые актуальные тенденции в сфере дополнительного профессионального образования и возможные направления его развития. Приведем некоторые слайды из презентации.
Распространенность проблемы дефицита кадров различных категорий персонала в 2009—2012 годах (по данным мониторинга экономики образования)Доля предприятий, которые сообщили о дефиците определенной категории персонала, в процентах от числа всех опрошенных предприятий | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Есть дефицит… | ||||
| 3 | 4 | 3 | 5 |
| 8 | 8 | 8 | 12 |
исполнителей высшей квалификации, специалистов функциональных подразделений | 4 | 6 | 6 | 6 |
| 10 | 12 | 17 | 17 |
| 3 | 4 | 7 | 7 |
| 28 | 29 | 42 | 48 |
Наиболее высокий и наиболее активно растущий спрос на кадры отмечен по категории «Квалифицированные рабочие». Относительно высокие оценки даны также по категории «Исполнители высшей квалификации и специалисты функциональных подразделений», заметный рост имел место по категории «Руководители линейных подразделений».
Оптимальная длительность программ ДПО (по данным мониторинга экономики образования, 2012 г.)
Распределение ответов на вопрос: «Какой должна быть продолжительность программ ДПО, чтобы обеспечить хорошее качество подготовки и не завышать продолжительность обучения?» показывает, что, по мнению руководителей организаций, реализующих такие программы, наиболее оптимален диапазон 72—500 часов (89% ответивших). За это время можно освоить теоретическую базу и отработать практический материал. При этом респонденты считают, что у программ различной длительности принципиальным образом различается целевая направленность. Если в более коротких программах основной акцент сделан на практической подготовке, то более длительные программы рассчитаны на обучение новой профессии, что требует более основательного подхода.
В своем докладе специалисты ИСИЭЗ сделали акцент на том, что сложившаяся практика статистической отчетности не обеспечивает всестороннего представления о состоянии, структуре и тенденциях развития непрерывного образования во всем его многообразии в едином комплексе и, соответственно, состояние информационного обеспечения дополнительного образования взрослых пока не удовлетворяет спрос на количественные данные об этой сфере деятельности.
В решении конференции отмечена острая необходимость воссоздания полноценной статистики дополнительного профессионального образования и целесообразность ходатайства перед Минобрнауки Россииоб активизации работы по формированию системы мониторинга за деятельностью образовательных организаций в сфере дополнительного профессионального образования.
Материал подготовила Динара Бородина