Тульская область. Старт кластерной политики
23 апреля в правительстве Тульской области на координационном совещании под председательством губернатора Владимира Груздева был представлен проект Стратегии социально-экономического развития Тульской области до 2030 года, подготовленный НИУ ВШЭ под общей координацией Института государственного и муниципального управления. Два его важнейших элемента — Стратегию инновационного развития региона и Концепцию кластерной политики области — разработали эксперты ИСИЭЗ.
Тульская область не входит в число регионов, где активно применяются передовые практики в сфере кластерной политики. Не получили пока достаточного развития на этой территории и кластерные инициативы бизнеса и науки. Еще в середине 2000-х гг. был запущен единственный проект такого рода — Новомосковский промышленный кластер. При этом область имеет высокий потенциал для усиления кластеризационных процессов: наблюдается значительная концентрация организаций и предприятий в смежных отраслях не только в самом регионе, но и в границах Тульско-Новомосковской агломерации; в области присутствуют потенциальные центры формирования кластеров — крупные якорные компании, а также сильные региональные вузы; имеются привлекательные инвестиционные площадки; появляются инициативы по созданию производственных мощностей, позволяющих достраивать цепочки добавленной стоимости. Органы власти с готовностью ведут диалог с потенциальными участниками кластеров и содействуют формированию кооперационных связей в региональной бизнес-среде. В настоящее время с участием ведущих представителей бизнеса и науки Тульской области ведется подготовка отраслевых стратегий развития до 2030 года, содержащих, в том числе, предложения по выстраиванию технологических цепочек.
В рамках подготовки Стратегии социально-экономического развития региона специалисты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ разработали своеобразную карту из 15 приоритетных и 15 потенциальных (формирующихся) кластеров Тульской области. В этих двух группах они выделили 12 кластеров, обладающих значительным инновационным потенциалом. Основной акцент предлагается сделать на поддержку промышленных кластеров в таких отраслях региональной специализации, как нефте- и газохимия, машиностроение и оборонно-промышленный комплекс, металлургия, легкая и пищевая промышленность, а также сельскохозяйственного и кластера в сфере рекреации и туризма. Эксперты НИУ ВШЭ проанализировали тренды развития профильных внутренних и внешних рынков для каждого из приоритетных кластеров, сформулировали предложения по вовлечению ведущих вузов и научных организаций в проекты по созданию региональных исследовательских центров в сфере биотехнологий, углехимии, технологий добычи редких, рассеянных и благородных металлов, технологий экологической безопасности.
Основным проводником кластерной политики в регионе должна стать команда Центра кластерного развития Тульской области, который, по мнению разработчиков Концепции, должен быть сформирован в ближайшей перспективе. Часть ресурсов на его создание может выделить федеральный центр в рамках программы Минэкономразвития России по поддержке малого и среднего предпринимательства.
В процессе разработки Стратегии социально-экономического развития региона и оформления его кластерной политики значительное внимание было уделено взаимоувязке кластерных проектов с иными стратегическими документами, регулирующими инвестиционную, инновационную политику, а также территориальное планирование в регионе. Необходимость взаимоувязывания Концепции кластерной политики со Стратегией инновационного развития региона обусловлена прежде всего тем, что учет эффектов кластеризации экономики необходим при прогнозировании результативности развития средне- и высокотехнологичных отраслей промышленного производства. Уже на этапе определения управленческих подходов к процессу стимулирования развития кластеров Тульской области были выделены ключевые инвестиционные проекты. Для большинства из них был определен объем бюджета, даны рекомендации по их локализации, в частности, ряд инвестпроектов в рамках региональных кластеров планируется реализовать на площадках индустриальных парков, границы и возможная специализация резидентов которых в значительной степени уже известны. На базе кластеров Тульской области будут осуществляться проекты по «достройке» необходимых объектов инновационной инфраструктуры, позволяющих канализировать имеющиеся в регионе компетенции в сфере развития инноваций. Также были намечены векторы взаимодействия между кластерами (в том числе из соседних регионов, например, автомобильным в Калужской области).
Концепция кластерной политики области позволит не только выявить точки регионального роста и дать оценку потенциала их развития, но также получить срез всех отраслей специализации с акцентом на определение перспектив усиления в них процессов формирования кластеров. Интенсивное развитие промышленных кластеров путем привлечения инвестиций, а также новых кадров (работа на предприятиях — участниках кластеров Тульской области в перспективе будет становиться все более привлекательной для «синих воротничков», занятых в других субъектах РФ) может скорректировать существующий тренд на отток из региона экономически активного населения.
Выстраивание системы инструментов кластерной политики, запуск совместных внутрикластерных проектов служат усилению связанности экономики Тульской области в целом и укреплению ее инновационной экосистемы. Пакет разработанных НИУ ВШЭ стратегий вооружит представителей органов власти региона, относительно недавно обозначившего приоритетность применения кластерного подхода к управлению развитием экономики области, знанием того, как избежать возможных ошибок при запуске кластерной политики. Эти документы доказывают свою полезность уже сейчас: само их обсуждение способствует консолидации экспертного и бизнес-сообщества, налаживанию взаимодействия между потенциальными агентами кластеризации экономики региона.
Материал подготовил Василий Абашкин