• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Педагогика и арифметика

Одна из животрепещущих тем современного образования — переход на эффективный контракт с педагогами, оговаривающий такие параметры оплаты, которые исключают необходимость подработки или стремление сменить работу. С его введением представления о труде преподавателя как о низкооплачиваемом и непрестижном останутся позади, утверждают Николай Шугаль (ИСИЭЗ) и Людмила Угольнова (Институт институциональных исследований НИУ ВШЭ) в статье для «РБК daily»

Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013–2020 годы предусматривает выход на эффективный контракт с педагогами всех уровней образования, предполагающий не только высокий уровень оплаты их труда, но и повышение качества образовательных услуг.

В 2012 году был принят указ Президента РФ №597, в соответствии с которым заработная плата педагогических работников должна быть доведена до средней заработной платы в соответствующем регионе. Для преподавателей вузов планка установлена на уровне двух средних зарплат.

В 2011 году зарплата педагогов дошкольного образования была вдвое ниже целевого значения, в школах — в 1,3 раза, в организациях среднего профессионального образования — в 1,4 раза, в вузах — в 1,8 раза.

Регулярные массовые опросы, которые проводятся Высшей школой экономики в рамках проекта «Мониторинг экономики образования», показывают, что многие педагоги вынуждены подрабатывать, чтобы обеспечить себе необходимый уровень доходов. Реже всего подрабатывают воспитатели в учреждениях дошкольного образования, чаще всего — преподаватели вузов.

По всем уровням образования наблюдается существенный разрыв между реальным уровнем заработной платы педагогов и тем уровнем, при котором они согласились бы отказаться от подработок. Даже в детских садах, где зарплатные притязания педагогов самые низкие, разница достигает двукратного размера.

При оценке размера своей заработной платы работники ориентируются на зарплату в других организациях — как в своей сфере, так и в целом на рынке труда. Сравнивая свое место работы с другими аналогичными учреждениями, педагоги, как правило, считают свою зарплату вполне конкурентоспособной. Хуже всего ситуация в начальном профессиональном образовании — там 45% педагогов высказывают противоположную точку зрения. Таким образом, можно сказать, что переход педагога в аналогичное учебное заведение существенно не повлияет на его заработную плату.

Но при сравнении своей заработной платы с оплатой труда в других сферах большинство педагогов считает свой доход неконкурентоспособным.

Несмотря на это, большинство опрошенных педагогов выразили желание продолжить работать на своем месте, причем в последние годы наблюдается снижение доли желающих уйти со своего места работы. Если в 2007 году в учреждениях дошкольного и начального профессионального образования указанная доля была весьма высока — 39 и 43% соответственно, то в 2011–2012 годах — 27 и 36%.

При возможности существенно улучшить свое материальное положение лишь около трети опрошенных педагогов ни при каких условиях не сменили бы свою работу на нетворческую. В школах и вузах таких педагогов больше всего — 36 и 35% соответственно. В начальном и среднем профессиональном образовании, а также в дошкольном таких меньше 30%, по сравнению со школой и вузом здесь чаще готовы отказаться от творческой работы в пользу большего заработка.

При приеме на работу педагогов в школы и детские сады практически все руководители обращают внимание на уровень образования кандидата, кроме того, важными считаются квалификационная категория и стаж. Помимо формальных критериев, для подавляющего большинства руководителей важны отзывы с предыдущего места работы кандидата. На возраст и наличие собственных учебно-методических наработок директора школ обращают внимание чаще, чем заведующие детских садов.

При распределении стимулирующих выплат формальные критерии играют гораздо меньшую роль, чем при приеме на работу. Менее половины руководителей отметили высокую значимость стажа, почетных званий и квалификационной категории. Как правило, важными оказываются профессиональные качества и умения педагога, результаты его работы, которые возможно оценить только в процессе работы.

Чаще всего стимулирующие выплаты в школах и детских садах составляют не более половины заработной платы. Однако более четверти руководителей отметили, что такие прибавки могут быть и существенно выше.

Подавляющее большинство руководителей учреждений профессионального образования высоко оценивают свой преподавательский персонал. Недовольных качеством кадров среди них крайне мало, а среди ректоров вузов таких практически нет вообще.

Наиболее распространенные виды доплат в учреждениях начального и среднего профессионального образования практически совпадают. В первую очередь, это доплаты за работу с учащимися (классное руководство, курирование групп и т.д.), на втором месте — за дополнительную учебную нагрузку. В вузах картина иная: доминируют доплаты за дополнительную учебную нагрузку, а также поощряется научная, административная и методическая работа.

Внедрение «эффективного контракта» не является разовым мероприятием, но становится постоянным направлением работы как органов управления образования всех уровней, так и самих образовательных организаций. Мы будем продолжать наблюдать за развитием ситуации.

 

Авторы: Николай Шугаль, Людмила Угольнова

 

Другие публикации по теме:

Мониторинг экономики образования: «майские указы» президента и эффективный контракт