• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Бюллетень «Деловой климат в розничной торговле в II квартале 2013 года»

Эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ констатируют: несмотря на комплексное давление отрицательных конъюнктурообразующих факторов, первый полноценный торговый сезон в текущем году, ознаменованный четко выраженным пиком потребительской активности, предприниматели отработали на твердую «четверку».


Рассматриваемый период является лучшим с точки зрения сезонной «расконсервации» торговли, это, по сути, «экватор» делового цикла. Оказавшись в эпицентре восходящей экономической активности практически всех участников рынка, предприниматели сумели в достаточно сжатые сроки восполнить отрицательную динамику ряда показателей предыдущего периода. Торговля и сервисный сектор продолжают поддерживать, хоть и незначительный, рост экономики в положительной зоне.

При этом усилившиеся во втором квартале позитивные тенденции не смогли преломить понижательный тренд, характеризующий финансовый потенциал организаций, сформировавшийся в конце 2012 года. И надежды на быстрый слом этой тенденции в краткосрочной перспективе предпринимательские прогнозы, к сожалению, не дают. Эксперты обращают внимание на ряд серьезных проблем, способных в скором времени усилиться и ввести отрасль в состояние стагнации.

Ярким свидетельством несбалансированности многих процессов в отрасли во II квартале является замедление темпов роста основного результирующего индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ), снизившееся значение которого расположилось в пределах результатов, отмечаемых в ретроспективной динамике посткризисного периода (+6%).

В российской экономике давно сложилась ситуация, отмечают авторы бюллетеня, при которой рассчитывать на ее коррекцию с помощью «невидимой руки рынка» не следует. На данный момент «раскачать и сдвинуть» реальный сектор с отметки «ноль» без серьезного вмешательства государства, как бы ни старались предприниматели, беспрестанно оптимизируя свой бизнес, не удастся. В число задач, которые необходимо решить для улучшения делового климата, входит даже не столько финансовая помощь экономическим агентам, а давно обсуждаемое и явно опаздывающее создание благоприятной предпринимательской и институциональной среды для ведения бизнеса. Кроме того, необходимо задействовать новые движущие силы, чтобы не только минимизировать существующие риски завершения второго полугодия в стагнационном режиме, но и вывести российскую экономику на новый старт развития.

Деловой климат в розничной торговле во II квартале 2013 года.pdf