• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2013 года»

Эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ зафиксировали оживление деловой активности на рынке услуг во втором квартале 2013 г. Позитивные итоги работы отрасли обусловлены, по их мнению, пиком активности на рынке «сезонных» услуг.


О возобновлении восходящей тенденции свидетельствуют как более оптимистичные мнения участников опроса относительно изменения основных показателей деятельности сервисных организаций, так и существенный рост индекса предпринимательской уверенности — ключевого индикатора исследования, комплексно характеризующего деловой климат в этом секторе экономики. В анализируемом квартале индекс поднялся от нулевой отметки до значения +9%, что примерно соответствует его значению во втором квартале предыдущего года (+10%).

Позитивные итоги работы отрасли были обусловлены, главным образом, пиком активности на рынке «сезонных» услуг — санаторно-курортных, туристических и гостиничных. Говорить о серьезном улучшении делового климата в этом сегменте экономики пока нет оснований.

Дестабилизировать ситуацию может ряд негативных конъюнктурообразующих факторов: рост тарифов в инфраструктурных отраслях в июле, который неизбежно трансформируется в увеличение цены предоставляемых услуг; снижение активности коммерческих банков по кредитованию физических лиц; стагнационный фон развития реального сектора. Вместе с тем, даже с учетом возможного неблагоприятного действия перечисленных факторов, сфера услуг сейчас является, наряду с торговлей, основным драйвером, который поддерживает экономику страны в положительной зоне.

Деловой климат в сфере услуг во II квартале 2013 года