Интервью с Михаилом Голандом на портале innovation.gov.ru
Представляем интервью с Михаилом Голандом, заведующим отделом частно-государственного партнерства в инновационной сфере ИСИЭЗ, руководителем Российской кластерной обсерватории НИУ ВШЭ. Оно появилось одним из первых на новом портале об инновациях, созданном по заказу Минэкономразвития России. Эксперт ответил на вопросы о существующих механизмах частно-государственного партнерства в инновационной сфере и дал оценку их эффективности.
Михаил Голанд |
— За последние годы на уровне Президента и Правительства Российской Федерации был принят ряд решений, направленных на появление и дальнейшее развитие частно-государственного партнерства в сфере проведения научных исследований и опытно-конструкторских работ, а также коммерциализацию полученных результатов. Я бы, прежде всего, хотел отметить реализацию программ государственной поддержки технологических платформ и территориальных инновационных кластеров, а также меры по стимулированию инновационного развития крупнейших государственных компаний.
— Расскажите, пожалуйста, об этих программах подробнее.
— Под технологической платформой понимается коммуникационный инструмент, направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий и продуктов, на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического, инновационного развития.
На сегодняшний день утверждены 32 технологические платформы по всем ключевым секторам промышленности. Цель технологической платформы — за счет координации усилий всех заинтересованных сторон, как частных, так и государственных участников, добиться прорыва на важнейших направлениях научно-технологического развития. Государство приняло решение поддерживать технологические платформы за счет активизации их участия в различных федеральных целевых программах, обсуждаются и прямые механизмы финансирования их деятельности из средств федерального бюджета.
Под территориальным инновационным кластером понимается совокупность размещенных на ограниченной территории предприятий и организаций (участников кластера), которая характеризуется наличием:
- объединяющей участников кластера научно-производственной цепочки в одной или нескольких отраслях;
- механизма координации деятельности и кооперации участников кластера;
- синергетического эффекта, выраженного в повышении экономической эффективности и результативности деятельности каждого предприятия или организации за счет высокой степени их концентрации и кооперации.
В первой половине 2012 г. Минэкономразвития России был проведен конкурсный отбор, по итогам которого был составлен перечень из 25 кластеров. При этом перечень разбит на две группы: первая группа, состоящая из 14 кластеров, имеющих наиболее проработанные программы развития, получит прямую поддержку из федерального бюджета, а вторая — нет. Но при этом кластеры обеих групп получат упрощенный доступ к средствам, выделяемым по федеральным целевым программам, по федеральной адресной инвестиционной программе, по программе поддержки малого предпринимательства Минэкономразвития России. Также предполагается стимулировать активное взаимодействие кластеров с институтами развития.
Что касается стимулирования крупных компаний к инновационной деятельности, то в этом вопросе ключевую роль сыграли поручения Президента и Правительства по разработке этими компаниями специальных программ инновационного развития. Программы направлены на повышение инновационной активности госкомпаний, на качественный рост расходов на исследования и разработки, модернизацию производства, активизацию сотрудничества с высшими учебными заведениями, научными организациями, малыми инновационными предприятиями.
— Как Вы оцениваете эффективность деятельности упомянутых Вами технологических платформ и инновационных кластеров?
— Я думаю, оценивать эффективность кластеров пока преждевременно. Прошло около года с момента формирования перечня пилотных инновационных кластеров, во многих субъектах Российской Федерации еще не сформированы региональные программы поддержки кластеров, не выделены федеральные средства, предназначенные для содействия реализации их программ развития.
С технологическими платформами ситуация несколько иная. С момента их создания прошло уже более двух лет, настало время спрашивать о достигнутых результатах. По моему мнению, наряду с успешными и уже зарекомендовавшими себя платформами, например, «Глубокая переработка углеводородных ресурсов», существуют и те, которые за отведенное им время не сделали практически ничего для консолидации потенциала их участников. И в этом случае надо принимать жесткие решения, вплоть до смены руководителей этих платформ или исключения их из перечня.
— При поддержке Минэкономразвития России разработан специализированный портал. Насколько, по Вашему мнению, он необходим для участников частно-государственного партнерства в инновационной сфере, для тех же технологических платформ, территориальных кластеров, крупнейших государственных компаний, реализующих программы инновационного развития?
— Мне удалось ознакомиться с информацией, размещенной на портале. Могу отметить, что необходимость в создании такой площадки давно возникла. Я думаю, она должна дать новые возможности кооперации для участников технологических платформ и территориальных кластеров и будет содействовать активизации инновационной деятельности в России.
Оригинал опубликован на Едином информационно-аналитическом портале государственной поддержки инновационного развития бизнеса (innovation.gov.ru)