• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Настроить взгляды на образование

23—25 сентября 2013 г. в Гданьске (Польша) эксперты программы ОЭСР «Индикаторы систем образования» встретились для уточнения методологий, регламентов, показателей, на которых базируется оценка социального и экономического влияния образования на рынок труда, отражаемая в ежегодном докладе ОЭСР “Education at a Glance”. Со стороны России в совещании приняла участие Наталья Ковалева, директор центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ.

О программе INES

Программа «Индикаторы систем образования» (Indicators of Education Systems — INES) реализуется в рамках статистической деятельности ОЭСР и предполагает разработку и публикацию сопоставимых в международном разрезе индикаторов, а также анализ развития образования (от раннего к непрерывному). Ее данные являются базисом для оценки людских ресурсов и финансовых инвестиций в рассматриваемой сфере, анализа структурных характеристик систем образования, экономических и социальных результатов их функционирования.

Непосредственно разработкой целевых индикаторов и обеспечением сбора первичной информации посредством проведения широкомасштабных обследований образовательного сектора занимаются экспертные сети, организованные для реализации статистической программы ОЭСР. Например, есть специальные сети, изучающие рынок труда, экономические и социальные результаты обучения (INES Networks LSO / Labour Market, Economic and Social Outcomes of Learning). Они предоставляют показатели уровня образования взрослого населения и взаимосвязанных с ним характеристик рынка труда, заработной платы преподавателей и условий их деятельности, длительности обучения. По другой сети — NESLI /Collection and Adjudication of System-level descriptive Information on Educational Structures, Policies and Practices — проводятся обследования образовательных структур, анализируются вопросы политики и ее реализации в сфере образования.

В деятельности Организации экономического сотрудничества и развития по программе INES, согласно решению Минобрнауки России, принимают участие представители НИУ ВШЭ — сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний. Приоритетной задачей российских специалистов в контексте реализации программы INES и деятельности ее экспертных сетей является участие в разработке индикаторов образовательных систем и их методологии, как основанных на данных образовательной статистики, так и с использованием обследований: результатов обучения в высшем образовании (AHELO Feasibility Study /Assessment of Higher Education Learning Outcomes); образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment — PISA); компетенций взрослых (Programme for the International Assessment of Adult Competencies — PIAAC).

Следует отметить, что сотрудничество Высшей школы экономики с ОЭСР в области статистики не ограничивается только программой INES, имеет давнюю историю и подтверждается внушительным списком совместно реализованных проектов.

Главные акценты встречи в Гданьске

Прошедшее экспертное совещание объединило 56 представителей из 28 стран — членов ОЭСР и двух стран-партнеров, пяти международных организаций и трех приглашенных экспертов. Рассматривались вопросы внедрения МСКО-2011, формирования объединенной базы данных, проведения специальных обследований, планы на будущее и др.

Наталья Ковалева, директор центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, прокомментировала итоги встречи:

— Данное мероприятие не принесло каких-либо судьбоносных решений. Это была обычная текущая работа экспертов, связанная с уточнением методологий, регламентов, показателей. Но именно эта работа и определяет высокое качество результатов международного сопоставительного анализа образовательных систем, ежегодно публикуемых в докладе «Взгляд на образование» (Education at a Glance), и их признание мировым сообществом. В нынешнем году рассматривались структура изданий 2014 и 2015 гг. и их содержание.

Сейчас свою задачу мы видим в том, чтобы изучить информационные возможности международных обследований и использовать наиболее яркие индикаторы в аналитических материалах, направленных на оценку реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 годы, других решений в этой сфере деятельности, а также в статистических сборниках НИУ ВШЭ.

Важно также внедрять некоторые международные методологические решения в мониторинг экономики образования (МЭО). Например, ранее мы использовали опыт Обследования дополнительного профессионального обучения / Continuing Vocational Training Survey, проведенного Евростатом, при организации в рамках МЭО соответствующего обследования работодателей. Это позволило не только повысить уровень его информативности, но и провести международные сопоставления относительно внутрифирменного обучения.

Редакция сайта ИСИЭЗ