• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Мониторинг системы образования: результаты и инструменты

На состоявшемся 25 октября в ИСИЭЗ научно-практическом семинаре «Реализация концепции унификации статистического наблюдения в сфере образования» были представлены основные результаты мониторинга системы образования и затронуты вопросы создания инструментария, обеспечивающего унификацию статнаблюдения в этой сфере и отвечающего возросшим информационным запросам органов управления.

На семинаре присутствовали представители Минобрнауки России, специалисты Росстата, Главного информационно-вычислительного центра, образовательных организаций, сотрудники Высшей школы экономики.

Мониторинг системы образования представляет, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ (редакция от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации», систематическое стандартизированное наблюдение за:

  • состоянием сферы образования и динамикой изменений ее результатов;
  • условиями осуществления образовательной деятельности;
  • контингентом обучающихся;
  • учебными и внеучебными достижениями обучающихся;
  • профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • состоянием сети образовательных организаций.

Возможные источники информации в рамках выполнения проекта следующие:

1) данные федерального статистического наблюдения;

2) данные обследований, в том числе социологических;

3) данные организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

4) информация, размещенная на официальных сайтах образовательных организаций, или опубликованная в СМИ;

5) информация, поступившая в органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления от организаций и граждан.

В Постановлении Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования» определены правила проведения мониторинга и перечень обязательной информации, а точнее — тематические направления, по которым должна быть систематизирована информация об образовании.

Законодательные новации, а также требования, вытекающие из: 1) Государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 гг.; 2) Плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»; 3) майских указов Президента «О мерах реализации государственной социальной политики» и «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», обусловили необходимость тщательного подхода к системе показателей мониторинга, а также унификации и актуализации инструментария статистики образования.

На семинаре были описаны основные способы решения этих задач, представлены результаты, а также итоги апробации нового инструментария. Были даны исчерпывающие ответы относительно состава показателей мониторинга, структуры и содержания проектов форм федерального спастического наблюдения и рекомендаций по их заполнению.

Среди итогов реализации проекта директор Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Наталья Ковалева отметила следующие:

Подготовка к запуску мониторинга системы образования идет весьма активно, а разработанная система показателей отвечает предъявленным требованиям. И теперь необходимо безотлагательно начинать разработку регламента сбора, накопления и анализа информации.

Работу над качественными показателями предстоит продолжить. Для этого как нельзя лучше подходят данные социологических обследований мониторинга экономики образования.

Разработанные формы федерального статистического наблюдения в целом обеспечивают формирование надежной информационно-статистической базы мониторинга системы образования.

Этот инструментарий:

  • устойчив по отношению к институциональным и иным изменениям в сфере образования;
  • охватывает основные составляющие деятельности образовательных организаций: контингент, персонал, материально-техническую и информационную базу, финансово-экономическую деятельность;
  • предусматривает унифицированные методологические подходы и обеспечивает отражение деятельности всех образовательных организаций, реализацию разнообразных образовательных программ и форм обучения;
  • по характеру и объему информации отвечает значительно возросшим потребностям всех участников образовательного процесса — от образовательных организаций до органов управления образованием различных уровней;
  • обеспечивает оптимальную нагрузку на респондентов;
  • соответствует требованиям отечественной статистической методологии и практики, а также международным подходам;
  • обеспечивает поддержку основных динамических рядов статистических показателей развития образования на основе методологической и методической преемственности используемых подходов, показателей и классификаций.

Для внедрения разработанного инструментария в практику необходимо в первую очередь:

1) сформировать систему сбора данных, включая комплекс электронной разработки информации;

2) подготовить и провести пилотное обследование в нескольких субъектах РФ с использованием соответствующего программного обеспечения;

3) по результатам пилотного обследования доработать программное обеспечение и инструментарий;

4) определить круг респондентов — отчитывающихся организаций;

5) обеспечить подготовку персонала образовательных организаций и других участников процесса сбора данных к внедрению в практику нового инструментария статистического наблюдения.

Подготовил Николай Шугаль