• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

31 октября 2019 года на пресс-конференции в ТАСС представлен шестой выпуск Рейтинга инновационного развития регионов России. Результаты исследования прокомментировали первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Леонид Гохберг, директор Центра «Российская кластерная обсерватория» ИСИЭЗ Евгений Куценко и директор Центра стратегической аналитики и больших данных ИСИЭЗ Илья Кузьминов.

ОБ АВТОРАХ:

Научный редактор: Леонид Гохберг

Авторский коллектив: Гульнара Абдрахманова, Сергей Артемов, Павел Бахтин, Динара Бородина, Сергей Бредихин, Валерия Власова, Михаил Гершман, Леонид Гохберг, Кирилл Дитковский, Екатерина Исланкина, Елена Кашинова, Галина Ковалева, Наталья Ковалева, Вера Кузнецова, Ирина Кузнецова, Глеб Кузьмин, Илья Кузьминов, Евгений Куценко, Денис Мартынов, Светлана Мартынова, Елена Нечаева, Елена Попова, Татьяна Ратай, Галина Сагиева, Екатерина Стрельцова, Антон Тимофеев, Светлана Фридлянова, Константин Фурсов, Елена Хабирова

 

Цитирование: Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 6 / Г. И. Абдрахманова, С. В. Артемов, П. Д. Бахтин и др.; под ред. Л. М. Гохберга; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

 

ОБ ИССЛЕДОВАНИИ

Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации (далее — Рейтинг) с 2012 года формирует Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в рамках деятельности Российской кластерной обсерватории.

Исследование базируется на оригинальной системе из 53 количественных и качественных показателей, характеризующих социально-экономические условия инновационной деятельности регионов, их научно-технический потенциал, уровень инновационной и экспортной активности, а также качество инновационной политики. Особой ценностью Рейтинга являются индивидуальные профили 85 субъектов РФ, детализирующие результаты по всем направлениям инновационного развития, позволяющие выявить особенности инновационной системы каждого региона.

Используемые показатели отвечают российским и международным статистическим стандартам, применяемые методологические подходы соответствуют практике построения региональных инновационных индексов и формирования соответствующих рейтингов под эгидой Европейской комиссии и других международных организаций.

Материалы исследования могут служить информационной базой для комплексного мониторинга деятельности региональных органов власти, фокусировки федеральных инструментов поддержки, разработки стратегий развития, сопоставительного анализа (бенчмаркинга) инновационной активности регионов, выявления их сильных и слабых сторон, секторов роста и ограничений развития.

НОВАЦИИ ШЕСТОГО ВЫПУСКА РЕЙТИНГА

Кроме актуализации данных (шестой Рейтинг сформирован по итогам 2017 года), авторы обновили методологию расчета и состав индикаторов (см. рис. 1.1.).

Основные изменения в структуре показателей Рейтинга во многом продиктованы современной повесткой политики и трендами в организации научной и инновационной деятельности, для которых авторами предложены соответствующие способы измерения. Добавленные индексы, в частности, позволяют анализировать текущее состояние, а в перспективе и динамику продвижения субъектов Российской Федерации по ряду национальных проектов.

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС И СУБИНДЕКСЫ

ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

По итогам 2017 г. рейтинг субъектов РФ по уровню инновационного развития возглавила Москва, вернув позицию лидера, которую занимала с 2008 по 2014 г.  Регионы распределены по четырем группам исходя из величины отставания значений интегрального показателя от результата региона-лидера (табл. 2.1 и рис. 2.1).

К первой группе рейтинга кроме столицы относятся еще семь регионов, величина РРИИ в которых отличается от результата Москвы не более чем на 20%. Нынешний состав победителей (Москва, Республика Татарстан и Санкт-Петербург) складывался наиболее часто (в рейтингах 2012, 2014 и 2015 гг.).

Вторую, самую многочисленную, группу составили 42 региона, уступающие лидеру по значению РРИИ более чем на 20%, но не более чем на 40%.

В третьей группе оказались 29 субъектов РФ, отстающих по величине совокупного индекса инновационного развития от первого в рейтинге региона более чем на 40%, но не более чем на 60%.

Наконец, в четвертую группу вошли шесть регионов, в которых значения РРИИ ниже, чем у Москвы, более чем на 60%.

Результаты подобного распределения свидетельствуют о том, что свыше половины субъектов РФ демонстрируют умеренное отставание от столицы по общей оценке инновационного развития.

ИНДЕКС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг субъектов РФ по индексу социально-экономических условий инновационной деятельности (ИСЭУ) представляет агрегированную оценку их экономического, образовательного и цифрового развития, демонстрирующую потенциал к созданию, адаптации, освоению и реализации инноваций (табл. 2.2 и рис. 2.3).

Данный индекс рассчитан по 13 индикаторам, сгруппированным в три тематические рубрики: а) основные макроэкономические показатели; б) образовательный потенциал населения; в) потенциал цифровизации.

Верхнюю строчку рейтинга по ИСЭУ занимает Москва. В первую группу рейтинга также входят Республика Татарстан, Санкт-Петербург, Томская и Самарская области, Хабаровский край, Свердловская область, ЯмалоНенецкий автономный округ, Челябинская область, Ханты-Мансийский автономный округ— Югра, Тюменская, Омская и Воронежская области.

ИНДЕКС НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Рейтинг субъектов РФ, сформированный на основе индекса научно-технического потенциала (ИНТП), представляет собой комплексную оценку, отражающую развитие регионов по таким составляющим, как кадровые и финансовые ресурсы исследований и разработок, публикационная и патентная активность, разработка передовых производственных технологий (табл. 2.3 и рис. 2.5).

Данный индекс рассчитан по десяти индикаторам, сгруппированным в три тематические рубрики: а) финансирование научных исследований и разработок; б) кадры науки; в) результативность научных исследований и разработок.

Первенство в данном рейтинге удерживает Томская область. В первую группу рейтинга входят еще Ульяновская область, Санкт-Петербург, Нижегородская область, Москва, Московская, Ивановская, Новосибирская, Новгородская, Свердловская и Тюменская области, а также Республика Башкортостан.

ИНДЕКС ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рейтинг субъектов РФ, составленный на базе индекса инновационной деятельности (ИИД), обеспечивает всестороннюю оценку интенсивности процессов создания, внедрения и практического использования в регионах технологических, организационных и маркетинговых инноваций (табл. 2.4 и рис. 2.7).

Данный индекс рассчитан по девяти индикаторам, сгруппированным в четыре тематические рубрики: а) активность в сфере технологических и нетехнологических инноваций; б) малый инновационный бизнес; в) затраты на технологические инновации; результативность инновационной деятельности.

В первую группу рейтинга по ИИД вошли восемь регионов: Республика Татарстан, Чувашская Республика, Санкт-Петербург, Томская область, Республика Мордовия, Пензенская область, Москва и Нижегородская область. Значения ИИД регионов данной группы в полтора с лишним раза превосходят соответствующую среднероссийскую величину. Лидером рейтинга является Татарстан, где каждое пятое предприятие — инноватор.

ИНДЕКС ЭКСПОРТНОЙ АКТИВНОСТИ

В шестом выпуске Рейтинга инновационного развития субъектов РФ впервые рассчитан индекс экспортной активности (ИЭА). На его основе сформирован субрейтинг регионов, отражающий их позиции на глобальных рынках и вовлеченность в международный интеллектуальный обмен, включая зарубежное патентование, трансфер технологий и обучение иностранных студентов (табл. 2.5 и рис. 2.9). Данный индекс рассчитан по семи индикаторам, сгруппированным в две тематические рубрики: а) экспорт товаров и услуг и б) экспорт знаний.

Лидер в рейтинге по ИЭА — Санкт-Петербург. Его показатели внешнеэкономической деятельности (экспорт технологий в расчете на 1 тыс. руб. ВРП и число патентных заявок на изобретения, поданных за рубежом, в расчете на 1 млн человек рабочей силы в возрасте 15–72 лет) превышают средний уровень по стране в 5 и 3,2 раза соответственно. В первую группу данного рейтинга также вошли Москва, Нижегородская, Смоленская, Тульская, Мурманская, Новосибирская, Ленинградская области, Республика Татарстан, Липецкая, Ростовская и Омская области.

ИНДЕКС КАЧЕСТВА ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Рейтинг субъектов РФ, сформированный на основе индекса качества инновационной политики (ИКИП), комплексно отражает позиции регионов по следующим параметрам: проработанность нормативного правового регулирования инновационной деятельности, наличие специализированных координационных органов и институтов развития в сфере инноваций, объемы бюджетной поддержки гражданской науки и технологических инноваций, вовлеченность регионов в научно-техническую и инновационную политику федерального уровня (табл. 2.6 и рис. 2.11).

Данный индекс рассчитан по 14 индикаторам, сгруппированным в четыре тематические рубрики: а) нормативная правовая база инновационной политики; б) организационное обеспечение инновационной политики; в) бюджетные затраты на науку и инновации; г) участие в федеральной научно-технической и инновационной политике.

Самый передовой с точки зрения качества инновационной политики регион — Республика Татарстан. В топ-10 рейтинга по ИКИП вошли также Москва, Новосибирская, Томская, Калужская, Нижегородская и Московская области, Республика Мордовия, Санкт-Петербург и Самарская область.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.