• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Предпринимательский вуз — консолидатор кластера

В рамках выставки-форума «Вузпромэкспо 2014» состоялся круглый стол «Инновационные территориальные кластеры. Модели участия вузов». Его модерировал Евгений Куценко, заведующий отделом кластерной политики и руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.

Доли и роли вузов в кластерах

По участию учреждений высшей школы в кластерах Россия занимает одно из первых мест в Европе, сообщил модератор круглого стола Евгений Куценко. В общем количестве участников 25 пилотных кластеров в каждый из них вошли в среднем по два-три вуза. В кластерах участвуют четверо из девяти федеральных и 17 из 29 национальных исследовательских университетов. Кластеры с большим количеством вузов-участников располагаются в городах — крупных образовательных центрах.

Виктория Давыдова, заместитель начальника отдела Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки России, считает кластеры действенной силой в развитии конкурентоспособности экономики региона и одним из наиболее важных форматов взаимодействия вузов с внешним окружением — крупными предприятиями, органами власти. При этом в развитии самих кластеров ключевую роль играют сильные вузы. В качестве примеров Виктория перечислила Национальный исследовательский «Томский государственный университет», Московский физико-технический университет, Самарский аэрокосмический университет и Международный университет «Дубна». Задача органов власти, по мнению сотрудницы Минобрнауки России, помогать выявлять новые форматы взаимодействия в рамках кластеров и привлекать новых участников.

В зависимости от типа кластера (отраслевого или образовательного) и масштаба вуза Евгений Куценко выделил несколько стратегий участия учреждений высшей школы в деятельности кластеров. В случае с отраслевыми кластерами университеты могут: 1) инициировать их создание, 2) участвовать — в одном или сразу нескольких кластерах (моно- и мультикластерная стратегии). В случае с образовательными кластерами, вузы могут кооперироваться либо с другими вузами, либо со школами, учреждениями СПО (соответственно, стратегии образовательного кластера определяются как горизонтальная или вертикальная).

В рамках пилотных инновационных кластеров (по типу они сугубо отраслевые) заметны три модели взаимодействия вузов с предприятиями: 1) реализация образовательных программ по приоритетным для участников кластера направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, прежде всего инженерных; 2) проведение прикладных исследований совместно с бизнесом; 3) совместное использование инновационной инфраструктуры вузов.

Примерно тот же круг задач кластеров перечислил и Павел Рудник, заместитель директора Департамента инновационного развития Минэкономразвития России. Он отметил, что университеты получают масштабную поддержку и серьезные средства на развитие различных видов инновационной деятельности посредством федеральных программ и других инструментов государственной политики. При этом некоторые вузы, по словам Павла Рудника, недостаточно понимают кластерную проблематику и пытаются включить в программу поддержки кластеров пункты, которые решают исключительно свои проблемы. Министерство экономического развития РФ предполагает рассмотреть каждый кластер с экспертной точки зрения, проанализировать функциональные роли его участников.

Представители вузов также делились своим видением их роли в развитии кластеров. Например, по этому вопросу высказался Евгений Михайловский, начальник управления инновационной деятельности Северного (Арктического) федерального университет имени М. В. Ломоносова» (вуз участвует в Судостроительном инновационном территориальном кластере Архангельской области, а также инициировал создание в регионе лесного кластера, в который уже вошли 40 предприятий). Он назвал университет «главным идеологом кластера» (драйвер развития самих кластеров — Минэкономразвития России), и среди его задач главные такие:

  • информационная поддержка;
  • поиск и анализ проблем, которые объединяют все предприятия, входящие в кластер;
  • формирование неких стандартных наборов и проектов по решению этих проблем;
  • формирование научного и прикладного задела кластеров.

Вузу «нужно быть на полшага впереди промышленности, чтобы предприятия были заинтересованы в кооперации с университетом», подытожил Евгений Михайловский.

Стимулы для вузов к участию в кластерах

Евгений Куценко полагает, что чем более университет движется к модели предпринимательского и инновационного вуза, тем более интересен ему кластер. Этот тезис развернуто проиллюстрировал Александр Уваров, проректор по инновационному развитию и международной деятельности ТУСУР, на примере возглавляемого им кластера «ИТ и электроника Томской области».

Пока все внимание общества приковано к модели университета прошлого века (исследовательской), полагает Александр Уваров, ей на смену уже приходит предпринимательская модель. Соответственно, в фокусе инновационной политики должен быть кластер, возглавляемый предпринимательским университетом. В ТУСУРе последовательно придерживаются принципа «тройной спирали», и сам кластер — результат эволюционного развития университета в этом направлении. «Это наша библия, — сказал проректор, — к которой мы пытаемся привязать все свои действия».

Александр Уваров сформулировал четыре принципа организации инновационного окружения ТУСУРа: опора на гибридные структуры (лаборатории, проекты в бизнес-инкубаторе); доверие (получение доверия ректора на реализацию даже рискованных студенческих проектов); синергия; гарантии (если предприятие уходит, то право выкупа активов за университетом).

На площадке ТУСУРа реализуется семь проектов, родившихся из кластерных инициатив. Самые яркие и громкие из них: проект «Арктика» (технологии морозоустойчивой электроники), «Чемпионат мира по киберфутболу» (будут созданы не менее 8 роботостроительных организаций).

Модель предпринимательского университета ТУСУР развивает и на дальнюю перспективу. Так, по инициативе вуза создана Ассоциация предпринимательских университетов России, которая, в частности, вместе с Ассоциацией тройной спирали лоббирует внесение критериев инновационного и предпринимательского университета в систему оценивания в рейтинге университетов Times Higher Education.

Александр Уваров подчеркнул необходимость увязывать программы развития кластеров с федеральными целевыми программами, государственными программами, национальными проектами. Также, по его мнению, стоит оптимизировать и программу поддержки пилотных инновационных кластеров, например, в плане увеличения объемов выделяемых ресурсов.

Приблизить науку к потребностям кластеров считает важным представитель Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова Евгений Михайловский. По его мнению, вузу можно доверить управление системой финансирования кластерного развития посредством центров кластерного развития и федеральных целевых программ по науке.

Иван Буянов, заместитель директора Межотраслевого инжинирингового центра (МИЦ) «Новые материалы, композиты и нанотехнологии» МГТУ им. Н.Э. Баумана, перечислил положительные моменты от участия в кластере. Прежде всего, это помогло вузу объединиться с ведущими предприятиями Московского региона. Центр планирует развивать взаимодействие с Московской областью и сформировать распределенный кластер по композитным материалам с Республикой Татарстан. На круглом столе выступил и директор МИЦ, исполнительный директор «Физтех-Союза» Владимир Нелюб.

Несколько столичных и подмосковных кластерных кейсов представили Алексей Золотов (рассказал о кластере «Физтех 21») и директор НП «Центр кластерного развития «Дубна» Александр Рац. Эксперты отмечали функции вузов в создании и развитии кластеров, среди которых основной является подготовка кадров для участников кластеров.

О поддержке межрегиональных кластеров говорил Леонид Волков, полномочный представитель Чувашской Республики при президенте РФ. Он считает создание точек роста в регионах с опорой на инструменты кластерной политики долгосрочным национальным проектом, и подчеркнул необходимость внедрения кластерного подхода в рамки стратегического планирования. Для эффективной работы кластеров важно преодолеть ведомственную разобщенность. В Чувашии эту задачу решает совет по инновационной политике, который собирается раз в полтора-два месяца. В республике в настоящее время действует Чебоксарский электротехнический кластер и формируются новые — в сфере агропродовольствия и машиностроения (тракторный).

Комплект инструментов развития

Артем Шадрин, директор Департамента инновационного развития Минэкономразвития России, считает, что все больше университетов становятся центрами компетенций, и это определенно стимулирует развитие промышленности. С другой стороны, для самих вузов создается все больше инструментов, чтобы стимулировать их быть центрами инноваций (заказ контрактных исследований, поддержка стартапов).

Консолидировать инструменты информационной, экспертной и организационной поддержки Минэкономразвития России планирует совместно с РВК, Высшей школой экономики и Фондом «Центр стратегических разработок» через Проектный офис РВК. Помимо инновационных территориальных кластеров поддержка распространяется на технологические платформы и компании с государственным участием, которые реализуют программы инновационного развития. Одна из первоочередных прикладных задач офиса — мониторинг применения различных инструментов инновационной политики на конкретных территориях. РВК также ведет ряд проектов поддержки системной коммерциализации технологий — в частности, по выращиванию комплексной инновационной экосистемы на базе ведущих образовательных учреждений, — к которым предполагается привлечь широкое экспертное сообщество, в том числе из Фонда «Сколково», Роснано, РФТР. Подробнее о Проектном офисе РВК и его месте в национальной системе управления инновациями рассказал советник Фонда «Центр стратегических разработок» Дмитрий Санатов.

О перспективной платформе кооперации для вузов и индустрии в рамках франшизы международной сети Demola рассказал Игорь Рождественский, директор бизнес-инкубатора «Ингрия» (Санкт-Петербург). В сентябре был подписан меморандум между бизнес-инкубатором, НИУ ИТМО, Политехническим университетом и венчурной компанией «Xmas Ventures» о взаимодействии по проекту «Demola Spb». Идея этой финской франшизы выглядит так: предприятие ставит конкретную задачу, которую нужно решить в установленный срок, например, за пару месяцев. В рамках проекта создается команда из студентов разных вузов, в которую могут войти все, кто способен выполнять нужные задания. Команда реализует задачи бесплатно, но оформляет интеллектуальную собственность на продукт. Если предложенное решение удовлетворяет заказчика, компания оплачивает работу: 90 % получают разработчики, а 10 % — организаторы.

В заключение работы круглого стола  Евгений Куценко подвел его итоги.

  1. Вузы многомерно взаимодействуют с другими участниками кластера (разные типы кооперации, разные роли).
  2. Есть проблемы: некоторые вузы не видят необходимости в интенсивном взаимодействии с кластерами, в силу различия в KPI.
  3. Важно синхронизировать разные меры поддержки кластерных инициатив: на уровне федерации и региона (совет при губернаторе).
  4. Государственная политика должна создавать условия и содействовать более тесному взаимодействию вузов и предприятий.
  5. Важно формировать профессиональное сообщество специалистов, занимающихся развитием кластеров.
  6. Продолжение «сборки» разных инструментов госполитики, в частности концентрации федеральных целевых программ, институтов развития и пр., на развитии кластеров. Важную экосистемную роль в этом плане должен играть созданный в этом году Проектный офис РВК.

Российская кластерная обсерватория

Приложение:

Презентация «Кластерные стратегии университетов» (Евгений Куценко)