Госкомпании развивают инновации без принуждения
ВШЭ совместно с Минэкономразвития России и РВК подготовили аналитический доклад, в котором обобщили итоги выполнения госкомпаниями программ инновационного развития (ПИР) за 2011–2013 годы и приоритеты их дальнейшей реализации, представили применяемые ими и ведущими зарубежными аналогами механизмы управления инновациями. Источниками данных послужили ПИР госкомпаний, отчеты и ежегодные мониторинги их реализации, а также опрос представителей госкомпаний, проведенный в 2014 году ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. По мнению большинства респондентов, предпринятые государством меры уже оказали позитивное влияние на функционирование их компаний, а к 2020 году это станет еще заметнее.
Доклад «Программы инновационного развития компаний с государственным участием: промежуточные итоги и приоритеты» | ||
«Государственная инициатива по разработке программ инновационного развития госкомпаний неоднократно подвергалась критике со стороны экспертного сообщества и часто характеризовалась не иначе как “принуждение к инновациям”. Однако эта политика отчасти была оправдана исторически сложившимися условиями функционирования компаний с госучастием — низкоконкурентной средой и нередко монопольным положением на рынке, отсутствием экономических стимулов для инновационной деятельности. В такой ситуации формирование подобного рода “искусственных” инструментов государственного воздействия, как ПИР, оставалось фактически единственной возможностью переломить текущие тренды», — пишут авторы доклада.
Программы инновационного развития (ПИР) — ключевой на сегодня инструмент стимулирования инноваций на уровне крупнейших компаний — правительство реализует с 2011 года. Эти документы стратегического планирования формируются сроком на 5-7 лет и описывают комплекс мероприятий, направленных на разработку, внедрение и вывод на рынок новых технологий, инновационных продуктов и услуг, соответствующих мировому уровню, а также мер по содействию модернизации и технологическому развитию компаний путем значительного улучшения основных показателей эффективности производственных процессов. Компании разрабатывают ПИР с учетом своих бизнес-стратегий, перспективных тенденций спроса и национальных приоритетов технологического развития, устанавливаемых в рамках системы государственного стратегического планирования.
ПИР реализуют более 60 компаний, которые обеспечивают около 20% российского ВВП. Среди них крупнейшие госкомпании в области машиностроения («Ростех», ОАК, РКК «Энергия»), добывающей промышленности («Газпром», «Роснефть»), инфраструктуры (РЖД, «Россети»). Почти половина компанийработают в высокотехнологичных секторах и имеют серьезные научно-технологические заделы, в том числе полученные в результате выполнения госзаказа на НИОКР.
Основу ПИР составляют инновационные проекты, связанные с разработкой и внедрением новых технологий и продуктов (услуг). Структура и объемы затрат в рамках ПИР существенно различаются по секторам экономики. Так, в высокотехнологичных производственных компаниях, в том числе космического сектора, авиа-, судостроения, доля инвестиций в ПИР в общем объеме выручки достаточно велика, в свою очередь, основная часть расходов ПИР приходится на исследования и разработки (ИиР). Вместе с тем в добывающем секторе, энергетике, инфраструктурных компаниях, напротив, удельный вес затрат на ПИР в выручке существенно ниже, а в структуре этих программ преобладают капитальные проекты по созданию новых и модернизации существующих мощностей, в рамках которых идет внедрение новых технологий.
Темп прироста объемов исследований и разработок, демонстрируемый компаниями за период реализации ПИР (127%, или 2,27 раза за три года), практически втрое превышает средний по экономике (43%). Однако даже в условиях динамичного роста расходов на ИиР содержание самих проектов зачастую носило далеко не радикальный характер. По оценкам Минэкономразвития России, около трети прироста финансирования ИиР за 2010–2013 гг. связано с включением в их состав традиционных прикладных работ, нацеленных на адаптацию собственных или заимствованных разработок. Это касается прежде всего компаний добывающего и инфраструктурного секторов. В космическом секторе и авиастроении в состав расходов на ИиР включают капиталоемкие работы по конструированию изделий. Поэтому увеличение затрат на ИиР не всегда означает пропорциональную динамику генерации новых знаний и технологий.
За период реализации ПИР компании демонстрировали значительное повышение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной: 27,1% в 2013 г. против 15,4% в 2011 г. (рис. 10). В абсолютном выражении объем реализованных инновационных товаров, работ, услуг вырос за этот период почти втрое — с 250 до 736 млрд руб.
Производительность труда за три года реализации ПИР в номинальном выражении выросла на 63% по всем компаниям (на 36% при исключении добывающего сектора). Оценка динамики производительности труда в реальном выражении (т.е. с корректировкой на индекс-дефлятор) показывает, что за три года увеличение выручки в расчете на одного сотрудника в среднем по компаниям достигло 23%, а за вычетом добывающего сектора — 20%.
У подавляющего большинства госкомпаний сложились устойчивые кооперационные связи с определенной когортой отраслевых научных и проектных организаций, в связи с чем заказ на исследования и разработки им носит достаточно стабильный характер. Заметного расширения состава исполнителей и систематического привлечения новых пока не наблюдается. Авторы доклада отмечают распространение практики формирования в некоторых госкомпаниях расширенных научно-технических и экспертных советов по инновациям с участием представителей вузов и научных организаций, а также усиление участия компаний в деятельности технологических платформ и инновационных территориальных кластеров.
Заказ госкомпаний — важный источник поддержки и развития вузовской науки: к 2013 году его масштабы выросли на 35% по сравнению с уровнем 2011 года. Интенсивное взаимодействие с университетами осуществляется в рамках совместных проектов по созданию высокотехнологичных производств (постановление правительства № 218) — наиболее активны здесь организации ГК «Ростех». Вместе с тем доля вузов в общих затратах госкомпаний на ИиР пока остается незначительной. Действия, предпринимаемые компаниями с целью установления долгосрочных и взаимовыгодных партнерств с вузами в сфере ИиР, вероятнее всего, будут иметь отдачу в среднесрочной перспективе.
Государственную политику разработки и реализации ПИР представители госкомпаний оценивают как в той или иной степени эффективную, показал опрос ИСИЭЗ НИУ ВШЭ (рис. 46). Вместе с тем ее результаты можно будет ощутить не ранее чем через 5–7 лет и при этом далеко не во всех организациях.
Среди конкретных позитивных эффектов, произошедших в госкомпаниях за период реализации ПИР, в качестве главного респонденты называли появление лиц, ответственных за инновации (рис. 47).
Значительной части организаций удалось добиться видимых результатов в разработке и внедрении нововведений. Однако лишь в трети опрошенных компаний реализация ПИР повлияла на содержание общей стратегии их развития, что свидетельствует о проблеме позиционирования ПИР, их недостаточной весомости в рамках сложившейся практики корпоративного управления.
Подготовили Елена Гутарук, Михаил Гершман и Михаил Голанд
См. также:
Новый порядок разработки программ инновационного развития усиливает вес инноваций в госкомпаниях (обзор выступлений участников публичного обсуждения новых методических указаний по разработке ПИР, которое состоялось 2 июля 2015 года в Высшей школе экономики)
См. публикации в СМИ:
Закупки госкомпаний должны стать инновационными хотя бы на 2% (Vedomosti.ru, 19.08.2015)
На инновации – 2% (газета «Ведомости», № 3898 от 19.08.2015)
Правительство обяжет госкомпании закупать инновационную продукцию (Полит.ру, 19.08.2015)
СМИ России: нынешний кризис - кризис доходов (BBC Russian.com, 19.08.2015)
Госкомпании обяжут закупать инновационную продукцию (Firrma.ru, 19.08.2015)
Саратовские инноваторы не верят в закупки госкомпаний (business-vector.info, 19.08.2015)
Правительство обяжет госкомпании любить инновации? (marchmont.ru, 21.08.2015)
Оправдалось ли принуждение к инновациям? (STRF.ru, 21.08.2015)
Нет стимулов — нет результата («Гудок», 09.09.2015)
Отстали с малышами («Российская Бизнес-газета» — Инновации №1015 (36), 15.09.2015)
Закупка на миллион («Известия», 15.09.2015)
Сотрудничество госкомпаний и малого бизнеса назвали недостаточным («Кредит для бизнеса.Ру», 15.09.2015)