Дорожные карты — инструмент управления инновационным развитием крупных компаний
Опубликован доклад «Методология построения корпоративных дорожных карт инновационного развития», с которым заместитель директора Международного научно-образовательного Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Олег Карасев выступил на заседании секции научно-технического совета ОАО «Газпром».
В докладе изложены ключевые подходы к построению долгосрочных стратегий развития компаний с опорой на метод дорожных карт (в том числе оригинальные разработки коллектива Форсайт-центра ИСИЭЗ НИУ ВШЭ) и те возможности, которые метод открывает для формирования целостной структуры управления инновационной деятельностью компаний.
Первое применение дорожных карт в аспекте технологического прогнозирования относится к началу 1980-х годов. За несколько десятилетий данный метод развился в крайне эффективный инструмент построения долгосрочных стратегий, к которому все чаще обращаются лица, принимающие решения, — представители власти или бизнеса. Уже разработаны сотни дорожных карт для разных технологических областей и на уровне таких, например, компаний, как: Daimler, Apple, Pfizer, Microsoft, Samsung, BASF, Cisco и др. В зависимости от поставленных задач дорожные карты могут содержать ответы относительно перспектив развития не только отраслей или компаний, но также регионов, стран и межгосударственных образований.
В последние годы дорожные карты становятся важным инструментом формирования российской инновационной системы. Необходимость развития приоритетных отраслей промышленности с опорой на метод дорожных карт отметил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию от 12 декабря 2012 г. Кроме того, для ряда ключевых компаний страны задача по созданию дорожных карт закреплена законодательно в «Рекомендациях по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий» (утверждены решением Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г.).
Суть метода дорожных карт заключается в проработке альтернативных вариантов стратегии развития, представляемых в виде траекторий («маршрутов»), каждая из которых отображает последовательность организационных мероприятий, научных исследований и разработок, обеспечивающих реализацию новых технологических решений и создание уникальных потребительских свойств продукции. Дорожная карта дает возможность визуализировать последовательность действий, которые позволят достичь заданных долгосрочных целей и обеспечить поступательное инновационное развитие компании (отрасли, региона и т. д.). В случае разработки технологической дорожной карты для какой-либо отрасли можно отразить этапы синхронных изменений данной сферы технологий, продуктов и услуг, сегментов бизнеса и рынка в рамках перехода от текущего состояния к ожидаемому в долгосрочной перспективе.
Отображаемые в схеме дорожной карты возможные стратегии формируются на основе масштабного опроса ключевых экспертов в исследуемой области, от которых напрямую, в реальности, зависит выбор того или иного пути ее развития. Соответственно, прикладная ценность той же корпоративной дорожной карты состоит не только в том, что по итогам ее разработки закладывается экспертно-аналитическая и информационная база для принятия решений в области инвестиций или инновационного развития компании в целом, но и в том, что в процессе коммуникаций по выбору стратегий эксперты настраиваются на максимально эффективное движение к намеченным целям (при котором учитываются интересы всех ключевых акторов) и в какой-то мере достигают согласованности действий.
Форсайт-центр ИСИЭЗ НИУ ВШЭ является национальным лидером по созданию дорожных карт. Его команда успешно реализовала серию масштабных прогнозных исследований для различных секторов экономики и продуктовых групп. Важное место в портфолио проектов Форсайт-центра занимают дорожные карты для различных сегментов нефтегазового комплекса.
Опубликованный доклад отражает методологию построения корпоративных дорожных карт и обобщает уникальный опыт Форсайт-центра в этой сфере.
Материал подготовил Олег Карасев