Лучшие практики развития кластеров: опыт региона Верхняя Австрия
16—17 апреля 2013 года в Пензе состоялся семинар-тренинг «Инновации через кооперацию: кластерное развитие малого и среднего бизнеса». Его провел Вернер Паммингер, директор Clusterland Oberösterreich GmbH, компании-оператора 7 кластеров Верхней Австрии. Участвовавший в семинаре Евгений Куценко посчитал его одним из самых интересных для кластероведов событий года. Запаса его впечатлений хватило на две заметки.
Вернер Паммингер отвечает на вопросы участников семинара |
Вернер Паммингер (Werner Pamminger), бессменный директор Clusterland Oberösterreich GmbH и член совета директоров TCI Network, крупнейшей сети практиков и экспертов в сфере развития кластеров, — невероятно востребованный консультант по управлению кластерами. Открывая семинар, председатель правительства Пензенской области Юрий Кривов рассказал его предысторию: «Мы посещали Верхнюю Австрию 2 года назад и знакомились с опытом развития кластеров. Тогда я впервые услышал про Clusterland. Руководитель компании с большим энтузиазмом откликнулся на наше предложение о проведении тренинга в Пензе и готов поделиться опытом, наработанным за последние 15 лет». По приглашению Центра кластерного развития Пензенской области г-н Паммингер впервые выступил в России. Послушать его приехали представители центров кластерного развития из разных регионов страны, в частности, из Астрахани, Воронежа, Кургана, Самары, Саратова.
Кластеры Верхней Австрии
Федеральная земля Верхняя Австрия считается наиболее индустриально развитым регионом страны и одним из самых известных центров кластерного развития в мире. Поддержка кластеров включена в текущую стратегическую программу «Инновационная земля Верхняя Австрия 2010+» и является важной частью системной региональной инновационной политики, которую правительство федеральной земли реализует особенно активно с 1998 года.
На данный момент в управлении Clusterland находится 7 кластеров в таких сферах, как автомобилестроение, производство пластика, производство лесоматериалов и мебели, медицинские услуги, мехатроника, технологии защиты окружающей среды, информационные и телекоммуникационные технологии. Все они отличаются по уровню своего развития. Один из самых развитых — автомобильный кластер. В него входит 209 участников, из которых 136 — малые и средние предприятия, 9 — представители крупных автомобильных корпораций; примерно 60% участников составляют производственные компании, остальные 40% — сервисные.
Инициирует создание кластеров, как правило, правительство Верхней Австрии. Для выявления отраслевых направлений, наиболее перспективных с точки зрения развития кластеров именно на этой территории, проводится сравнительно простой статистический анализ (cluster mapping), заключающийся в расчете отраслевых коэффициентов локализации по объему произведенной продукции. Однако не все укорененные в регионе отрасли имеют одинаково благоприятные перспективы развития (к примеру, текстильная), поэтому не во всех выделенных отраслях кластеры были сформированы.
При этом чрезмерно увлекаться аналитическими процедурами не следует, полагает Вернер Паммингер (и тут он полностью солидарен с другим известным экспертом — Ифором Фаукс-Вильямсом (Ifor Ffowcs-Williams), CEO компании Cluster Navigators). Главным фактором успеха является не качество статистического анализа, а профессионализм и искусность тех людей, которые организуют кластеры.
Для запуска успешной кластерной инициативы важно наличие в регионе критической массы организаций и занятых людей в сфере деятельности кластера. По опыту Вернера, в кластер должно войти как минимум 100 предприятий, чтобы начали появляться осязаемые выгоды от совместной активности. В поддерживаемых Clusterland Oberösterreich GmbH кластерах велика доля малых и средних предприятий. Разумеется, крупный бизнес в них также присутствует, выступая скорее как покупатель, а не участник совместных проектов.
При этом общее количество компаний в сфере деятельности кластера в регионе должно быть больше обозначенного предела, так как войти в кластер захотят не все фирмы. Формат кластера интересен прежде всего тем компаниям, которые наиболее восприимчивы к преимуществам от реализации совместных проектов и доступа к общим сервисам, а также чье руководство 1) мыслит стратегически, 2) ориентировано на рост и инновации.
В ходе семинара Вернер много раз подчеркивал важность географической близости для зарождения совместных проектов в инновационной сфере. Такая близость, подразумевающая регулярное личное взаимодействие, является важным фактором увеличения доверия, без которого рискованные проекты, с которыми связаны настоящие инновации, невозможны. Технологии, согласно поговорке, которой поделился Вернер, распространяются на ногах.
Вместе с тем фактор географической близости нельзя истолковывать как необходимость развития кластеров сугубо в рамках административных границ региона (Верхняя Австрия — совсем небольшой регион, если сравнивать с субъектами Российской Федерации). Во-первых, кластер может объединять компании из разных регионов и даже стран. Во-вторых, не имеет смысла стимулировать развитие кластеров одного профиля в соседних регионах (тем более весьма компактных) в силу необходимости наличия критической массы компаний. В-третьих, в современной экономике трудно оставаться конкурентоспособным, не будучи включенным в глобальные цепочки создания стоимости, а также не сотрудничая с мировыми университетами и технологическими лидерами. По этой причине в развиваемых правительством Верхней Австрии кластерах участвуют, в том числе, компании-резиденты других регионов и стран, особенно из соседних Германии и Чехии. В рамках автомобильного кластера правительство этой федеральной земли поддерживает прежде всего немецкие компании, так как состояние австрийских компаний-поставщиков напрямую зависит от успехов головных немецких автомобилестроительных корпораций.
Общая ситуация в Верхней Австрии заключается в том, что большинство участников кластеров, работающих в высокотехнологичных отраслях (автомобилестроение, мехатроника, химия), ориентируются на контракты с крупными компаниями, расположенными за пределами страны (прежде всего в Германии). Кооперация и совместные проекты в инновационной сфере помогают малым и средним предприятиям поддерживать необходимый технологический уровень для участия в глобальных цепочках создания стоимости. Подобные проекты, как правило, софинансируются со стороны государства. Основные условия получения средств от правительства Верхней Австрии на поддержку совместного проекта следующие:
- минимум три участника, один из которых принадлежит к субъектам малого и среднего предпринимательства;
- покрытие расходов в размере не более 30% об общей стоимости проекта, но не более 30 тыс. евро в расчете на одного участника (для технологических проектов).
Такая поддержка является хорошим стимулом для предприятий в кластере взаимодействовать друг с другом в сфере инноваций. Вернер Паммингер описал множество примеров совместной активности участников кластера. Приведем пару из них.
Для участников автомобильного кластера компания-оператор Clusterland Oberösterreich GmbH приобрела образец продукции крупнейшей зарубежной фирмы, отношения с которой до этого времени ограничивались сборкой. Образец был полностью разобран в специально арендованном гараже для пристального изучения австрийскими фирмами. Его целью был вовсе не поиск «быстрых» решений по замене каких-то деталей, узлов или агрегатов на австрийские. (Если модель уже запущена в серию, такая замена затруднительна.) Цель состояла в том, чтобы реализовать инновации, которые позволили бы подготовить выгодные предложения (по цене, функциональным характеристикам, энергоэффективности и безопасности) для создания будущей модели этого автомобиля. Всего австрийские производители комплектующих представили 40 таких предложений. По поводу 15 из них автопроизводитель выразил потенциальную заинтересованность, а 5 в итоге были реализованы при разработке новой модели автомобиля. Часто для организации таких предложений необходимы совместные исследования.
Другой пример: недавно был реализован достаточно масштабный (по меркам Clusterland) проект по разработке электродвигателя и других комплектующих для электромобилей, который вовлек множество организаций — участников кластера. Полученные результаты предполагается использовать в интересах сразу нескольких автопроизводителей.
Австрийский опыт ясно показывает, что статус кластера не дает преимуществ и не накладывает обязательств, связанных с выбором контрагентов, а его участники не обсуждают вопросы купли-продажи. Формирование кластера помогает решить вопросы, относящиеся к пониманию потребностей и возможностей потенциальных контрагентов, повышению качества технологического Форсайта, поиску взаимовыгодных сделок, достижению технологической совместимости. Вернер особо подчеркнул, что Clusterland старается наладить сотрудничество не с отделами закупок и продаж, а с инженерами крупных корпораций. Такое сотрудничество ориентировано на долгосрочный период и позволяет путем целенаправленной инновационной деятельности участников кластеров выйти в конце концов на уровень коммерческих отношений.
По сути, главным результатом реализации кластерной политики в регионе Верхняя Австрия является генерация инновационных совместных проектов «снизу», позволяющих путем объединения ресурсов, компетенций и усилий повысить конкурентоспособность местного бизнеса. Совместный характер таких проектов делает их более значимыми для экономики региона, делая кластерную политику важным фактором его социально-экономического развития.
О том, как построить эффективную систему управления кластерами, читайте в следующей заметке «Единый центр кластерного развития — наиболее эффективный проводник региональной кластерной политики».
Материал подготовил Евгений Куценко