• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Единый центр кластерного развития — наиболее эффективный проводник региональной кластерной политики

Евгений Куценко продолжает описывать ключевые моменты пензенского семинара с участием Вернера Паммингера, исполнительного директора компании Clusterland Oberösterreich GmbH, на которую возложены обязанности по развитию всех перспективных кластеров в регионе Верхняя Австрия.

Ранее, в заметке «Лучшие практики развития кластеров: опыт региона Верхняя Австрия», был описан подход к формированию и стимулированию кластеров в наиболее индустриально развитой федеральной земле Австрии.

В качестве оператора региональной кластерной сети компания Clusterland Oberösterreich GmbH была юридически создана в 2005 году. Это общество с ограниченной ответственностью, 61% которого принадлежит Инновационному агентству Верхней Австрии, 39% — двум объединениям предпринимателей: Торговой палате Верхней Австрии и Промышленной федерации Австрии.

Компания имеет два органа управления высшего уровня — совет директоров, который представляет собственников, и консультативный совет из 6 участников кластеров и 6 представителей собственников (лишь 3 из них с правом голоса). Для каждого кластера (и сети) компания-оператор выделяет персонального кластерного менеджера, в назначении которого участвует консультативный совет этого кластера, направляющий и контролирующий его деятельность. В консультативные советы кластеров входят только владельцы и менеджеры частных компаний (плюс, возможно, 1-2 профессора из университетов и научных организаций). Непосредственно кластерными менеджерами руководит исполнительный директор компании Вернер Паммингер. Такая структура управления обеспечивает мягкое согласование интересов государства и бизнеса.

Общая информация о Clusterland Oberösterreich GmbH

Организационно-правовая форма

   Некоммерческая организация

Количество кластеров в управлении

   7 (плюс 3 сети)

Общее количество участников кластеров

   1837 компаний, из которых 85% относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства  

Общее количество занятых в кластерах

   260 тыс. человек

Совокупная выручка участников кластеров

   64,2 млрд евро (только подразделения, располагающиеся в кластере)

Количество совместных проектов

   411 (с начала деятельности)

Годовой бюджет

   6,2 млн евро (2012 год)

Уровень самофинансирования

   74%

 Компания-оператор оказывает для участников кластеров следующие услуги:

1. Информационная поддержка: ведение базы (информационной платформы), включающей детальные сведения обо всех участниках кластеров, их контрагентах, оборудовании, компетенциях и продуктах. Также собирается информация о компаниях, представляющих интерес для участников кластеров: на данный момент в базе данных содержится информация о 40 тыс. таких фирмах.

Информационная платформа дает картину о потребностях и возможностях различных участников кластеров, что позволяет им эффективнее находить как поставщиков или покупателей, так и владельцев подходящих технологий или потенциальных партнеров для совместных проектов. Таким образом стимулируется рост взаимовыгодных сделок между участниками кластеров. Помимо этого, компания-операторобеспечивает поддержку сайтов кластеров, выпуск информационных материалов, буклетов, каталогов продукции и пр., способствуя развитию сотрудничества с внешними по отношению к кластеру компаниями.

Создание и поддержание информационной платформы требует тесного взаимодействия с участниками, в том числе регулярных личных встреч с целью сбора информации, организации совещаний и переговоров между потенциальными партнерами. В среднем, кластерные менеджеры управляющей компаниисовершают по 150 визитов в год на каждый кластер.

2. Организация семинаров и тренингов (с привлечением ведущих мировых экспертов), ознакомительных и деловых поездок. Тематика, повестка и спикеры семинаров определяются исходя из анализа потребностей участников кластера. В год Clusterland организует порядка 200 таких семинаров. Участие в семинарах является платным, участникам кластеров предоставляется 50-процентная скидка.

3. Участие в разработке и запуске совместных проектов в инновационной сфере, включая помощь в подготовке документов на получение грантов (в рамках 23 национальных и общеевропейских программ). За время существования Clusterland было реализовано более 400 совместных проектов, участниками которых стали 1712 компаний. На стадии разработки совместных проектов, а также подготовки заявки на грант услуги Clusterland для участников кластеров бесплатны. Однако на стадии реализации проектов за услуги менеджмента необходимо платить отдельно. Здесь Clusterland выступает как консалтинговая компания на конкурентном рынке.

4. Маркетинговая поддержка, в том числе создание коллективных брендов, организация участия в выставках, форумах, подготовка презентаций для ключевых клиентов, поддержка на новых рынках. Clusterland прилагает значительные усилия для повышения международной узнаваемости кластеров и их продвижения за рубежом.

Финансирование Clusterland Oberösterreich GmbH

Согласно достаточно распространенному в странах Европы, в том числе в Австрии, подходу, центры кластерного развития полностью финансируются государством. Бюджет выделяется, как правило, на обеспечение сервисов, подобных тем, которые реализует Clusterland. Отдельно создается механизм софинансирования региональными органами власти совместных проектов, работу которого также обеспечивает центр кластерного развития. Надо отметить, что азиатские страны, в частности Южная Корея, тяготеют к еще более прогосударственной модели развития кластеров, когда власти напрямую определяют отраслевые приоритеты, участвуют в управлении предприятиями, направляют значительные инвестиции в строительство базовой инфраструктуры. Минусы описанного подхода, вне зависимости от его вариаций, заключаются в том, что сложно понять, насколько такие «кластеры» и такие центры кластерного развития их поддержки в реальности нужны бизнесу.

Проблему «бесполезности» построенной государством инновационной инфраструктуры в значительной степени купирует введение частного софинансирования. В контексте центров кластерного развития речь идет о софинансировании не только совместных проектов, но и деятельности самого центра кластерного развития — через механизм членских взносов. Общий годовой бюджет Clusterland составляет 6,2 млн евро, из которых 74% обеспечивает частный сектор. Примерно треть поступлений от компаний — это годовые членские взносы (600 евро для малых и средних компаний, 1200 евро — для крупных). Другими сопоставимыми по величине источниками частного финансирования являются поступления от организации семинаров и тренингов и оплата услуг проектного менеджмента.

Отличительной чертой Clusterland, которая, пожалуй, более нигде не встречается, является не просто установление годовых членских взносов, но построение эффективной бизнес-модели, обеспечивающей этому региональному центру кластерного развития уровень частных поступлений, близкий к самофинансированию, что, соответственно, влечет значительную независимость от государства, по сути — самостоятельность. Предприятия — участники кластеров с разной интенсивностью покупают услуги Clusterland, в некоторых наиболее зрелых кластерах они обеспечивают компании-оператору самофинансирование на уровне 95%. Такая «естественность», возможность свободного плавания в бурных рыночных водах — важный критерий эффективности организации, которая управляет инфраструктурой поддержки развития кластеров. Действительно, если бизнес без принуждения готов оплачивать членство в кластере, которое предоставляет возможность получения услуг (но не гарантирует их автоматически, поскольку активность участника кластера также критична), то это означает, что данные услуги приносят фирмам выгоду, превышающую издержки членских взносов.

В течение двух дней семинара Вернер Паммингер раскрыл множество тонкостей и секретов кластерного менеджмента.
В течение двух дней семинара Вернер Паммингер раскрыл множество тонкостей и секретов кластерного менеджмента.

Несмотря на большую долю частного финансирования, Вернер Паммингер (и это не менее удивительно!) считает, что доводить эту долю до 100% нецелесообразно. Необходимо, чтобы государство обязательно участвовало в развитии кластеров, а его интерес учитывался наряду с интересами бизнеса, научного сообщества и институтов гражданского общества. Опора на принцип частно-государственного партнерства и широкий круг стейкхолдеров, учет различных интересов обеспечивают возможность согласованных и взаимовыгодных решений по усилению конкурентоспособности регионального бизнеса. Поэтому Clusterland не стремится перейти в разряд частных консалтинговых фирм, ориентированных сугубо на интересы бизнеса. Высокая диверсификация источников финансирования позволяет Clusterland быть независимой организацией, слышать нужды и интересы разных сторон, обеспечивать реальный консенсус в решениях. Более того, Clusterland является принципиально неприбыльной организацией, а полученные средства расходует на цели развития кластеров в Верхней Австрии.

Однако на этапе становления центра кластерного развития в регионе, когда крайне важна вера в кластерный подход и терпение, такой центр, полагает Вернер Паммингер, должен практически полностью финансироваться государством. В противном случае команда компании-оператора вынуждена будет отвлекаться от выполнения необходимых профессиональных мероприятий на вопросы поиска финансирования и максимального приближения своей повестки к сиюминутным желаниям и мнениям со стороны тех, кто готов предоставить такое финансирование.  

Важным уроком для российских регионов является то, что быстрый результат в вопросе повышения доли частного финансирования центров кластерного развития маловероятен. Нужно медленно, но верно доказывать компаниям свою необходимость, помогая им увеличить конкурентоспособность. Выход на обозначенный уровень самофинансирования потребовал от менеджмента Clusterland 15 лет напряженной работы.

Другой чрезвычайно важной идеей Вернера является необходимость ориентировать участников кластерных инициатив с самого начала их сотрудничества с центром кластерного развития на то, что со временем им придется оплачивать те услуги, которые на первом этапе им оказываются безвозмездно. Это связано не только с построением определенных ожиданий, но и с тем, что люди ценят выше то, за что им приходится платить. Членские взносы стимулируют в участниках кластеров требовательность, серьезное отношение к проработке совместных проектов, побуждают к активному участию в мероприятиях кластера.

Обратная связь от участников кластеров

Целый блок в своем выступлении Вернер Паммингер посвятил мониторингу деятельности Clusterland, поскольку его результаты крайне важны для оптимизации процессов, отбора наиболее эффективных инструментов и каналов поддержки, а также оценки деятельности кластерных менеджеров.

Clusterland Oberösterreich GmbH разработала комплексную систему мониторинга, включающую в себя порядка 100 показателей, сгруппированных в три блока:

  • показатели хозяйственной деятельности участников кластера (для объективной оценки динамики, а также сравнения с компаниями, не входящими в кластеры);
  • показатели удовлетворенности участников кластера различными аспектами деятельности компании-оператора;
  • показатели активности участников в инициативах кластера (в том числе заинтересованность в дополнительных платных сервисах).

Вернер рассказал об используемых показателях, организации процедуры сбора информации и о результатах исследования удовлетворенности участников разных кластеров в разные периоды.

В целом, деятельность Clusterland Oberösterreich GmbH можно признать успешной: 77% компаний, вовлеченных при ее посредничестве в совместные проекты, продолжили сотрудничество после их завершения; 89% проектов вообще не могли бы быть реализованы без специализированной поддержки компании-оператора; участники кластеров растут в среднем быстрее тех компаний, которые в кластеры не входят.

Максимально полезным свое участие в кластере оценивают средние компании (51—250 работников), доля которых в общей численности участников кластеров составляет около 60%.

***

В течение двухдневного семинара Вернер Паммингер раскрыл множество тонкостей и секретов кластерного менеджмента, в том числе подходы к сегментации клиентов, описал типы ожиданий от участия в кластере, важнейшие мероприятия на этапе старта центра кластерного развития, особенности взаимодействия с разными внутренними и внешними компаниями, нюансы оценки и мониторинга и пр.

Вернер полагает, что наиболее оптимальным вариантом организации кластерной политики в регионе является создание единого центра кластерного развития, который станет центром компетенций в вопросах управления кластерами, полноценно включится в международные экспертные сети, накопит профессиональный опыт, создаст среду для общения и роста для кластерных менеджеров. Дополнительным аргументом в пользу такой институциональной структуры является то, что в последнее время в практике Clusterland Oberösterreich GmbH проявилась тенденция роста числа совместных проектов, охватывающих компании из разных кластеров. Доля межотраслевых проектов уже достигает 50%, что подтверждает тот факт, что инновации рождаются на границах различных отраслей и технологий. Гораздо легче помогать прокладывать такие межотраслевые мосты в ситуации, когда кластеры в регионе находятся в ведении единого центра кластерного развития.

Еще одна из главных метаидей, отстаиваемых Вернером, состоит в том, что кластерный менеджмент, суть которого в умении выстраивать кооперационные отношения между различными компаниями, — это особый вид профессиональной деятельности, требующий специальной подготовки, профессионального общения и развития. Пока это понимают не во многих странах. Входит ли в их число Россия — вопрос неоднозначный. Однако, убеждает Вернер Паммингер, 20 лет назад компании было тяжело убедить в необходимости проектного менеджмента, который уже стал стандартной компетенцией. Управление кластерами — на очереди. Можно лишь надеяться, что Россия не «проспит» эту очередную менеджериальную революцию, без которой переход к системе с устойчивой и эффективной инновационной активностью будет критически замедлен.

Материал подготовил Евгений Куценко