• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Центр статистики и мониторинга образования

Директор Центра

Ковалева Наталья Васильевна

кандидат экономических наук

Основным направлением деятельности Центра является научно-методическая поддержка процесса модернизации образовательной статистики и формирования статистических ресурсов, отвечающих современным информационным потребностям и международным стандартам в этой сфере. Специалистами Центра отработаны методологические подходы, инструментарий, системы обработки первичной информации и генерации агрегированных данных государственной статистики, обеспечивающие получение принципиально новых статистических показателей развития образования. В 2000 г. была разработана концепция модернизации статистики образования в Российской Федерации, положенная в основу исследовательских проектов в этой области и практических шагов по ее совершенствованию. Их итогом стало создание комплексной системы статистических показателей развития образования в Российской Федерации, а также единой унифицированной системы статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений всех уровней, форм собственности, типов и видов. Предложена организационная схема сбора статистической информации об образовательных учреждениях, позволяющая оптимизировать не только ее объемы, но и потоки. Разработан проект инструментария сбора и обработки статистической информации, который постепенно внедряется в практику.

Одновременно развиваются новые направления статистического наблюдения. Проведены пилотные обследования участия населения в непрерывном образовании, а также выхода на рынок труда выпускников учреждений профессионального образования. Оба этих обследования включены в план работ Росстата.

Коллектив Центра состоит из экономистов, статистиков и социологов, обладающих исследовательским потенциалом в области социальных и экономических проблем развития страны, опытом работы в центральных и региональных структурах Росстата и ГМЦ Росстата, ведущих социологических исследовательских организациях, а также сотрудничества с международными организациями – ЮНЕСКО, ОЭСР, Евростатом.

Специалисты Центра принимали участие в создании нового раздела российской статистики образования – статистики  финансирования образования, которая агрегирует информацию о средствах, поступающих в образовательные учреждения из различных источников, и их распределении.

Все разработки направлены на внедрение в российскую статистическую практику международных подходов, методик и стандартов. Серьезный прорыв в этих исследованиях был обеспечен в рамках реализации Инновационной образовательной программы НИУ ВШЭ.

Важное направление исследований Центра — создание методологии рейтингования субъектов Российской Федерации по показателям развития образования. Она обеспечивает их количественное измерение, ранжирование регионов, а также комплексные межрегиональные сопоставления. Результаты экспериментальных расчетов рейтингов публикуются в открытом доступе.

Начиная с 2002 года, Центр осуществляет координацию мониторинга экономики образования, включающего комплекс работ концептуального, методологического, организационного, аналитического, презентационного и учебного характера, а также развивает деятельность по изучению позиций руководителей образовательных учреждений на рыках образовательных услуг. Проект реализуется НИУ ВШЭ по заданию Минобрнауки России и включает широкий круг участников, отвечающих за сбор и анализ информации по актуальным экономическим вопросам. Специалисты Центра участвуют в разработке, внедрении и актуализации концепции, организационной схемы и инструментария, статистической поддержке аналитических исследований, внедрении идеологии мониторинга экономики образования в другие исследования ИСИЭЗ и НИУ ВШЭ.

Центр проводит ряд социологических исследований по образовательной проблематике: отношение населения к проблемам развития образования, удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг, оценка уровня знаний населения, его участие в непрерывном образовании. Разрабатываются соответствующие концептуальные вопросы и инструментарий, координируется сбор информации, проводится ее анализ. Полученные результаты широко используются в проектах ИСИЭЗ и НИУ ВШЭ по проблемам развития образования, науки и инноваций, информационных и коммуникационных технологий.

В Центре проводятся аналитические исследования по образовательной проблематике:

  • Индикаторы образования
  • Образование в контексте экономики знаний

  • Анализ тенденций и перспектив развития сферы образования в России

  • Отношение населения к проблемам развития образования

  • Становление системы непрерывного образования

  • Разработка методологии перевода отечественной статистики образования на международные стандарты и международные сопоставления

  • Профессионально-квалификационная структура занятых в экономике

  • Оценка эффективности российского образования и его вклада в социально-экономическое развитие страны.

Научная деятельность Центра осуществляется в рамках проектов федеральных программ развития образования, других государственных программ, а также сотрудничества с вузами и другими организациями. Кроме того, проводится широкий спектр поисковых исследований.

Специалисты Центра принимают участие в деятельности рабочих групп международных организаций и российских министерств по образовательной проблематике, имеют опыт проведения международных исследований.

Результаты своих исследований и разработок сотрудники Центра регулярно представляют на конференциях, семинарах, рабочих группах, круглых столах, как в России, так и за рубежом.

Важным элементом деятельности Центра является подготовка на постоянной основе информационно-статистических публикаций по образовательной тематике, которые широко используются в профессиональном сообществе. Наиболее фундаментальная из них — статистический сборник «Образование в Российской Федерации», подробно раскрывающий тенденции развития образования в стране (совместное издание Минобрнауки России, Росстата и НИУ ВШЭ). Еще один статистический сборник, «Индикаторы образования», содержит приближенные к международным стандартам основные индикаторы образования, издается ежегодно, на русском и английском языках. С 2010 г. выходят сборники новой серии «Образование в цифрах», содержащие основные показатели развития образования, также издающиеся на русском и английском языках. Информация, публикуемая в сборниках, носит системный характер, показывает состояние и динамику явлений, происходящих в сфере образования, сопровождается подробными методологическими комментариями.

Выпускается информационный бюллетень «Мониторинг экономики образования» — серия периодических публикаций, представляющих итоги анализа экономических процессов в сфере образования, выполненного на основе результатов специальных социологических обследований.

Центр оказывает информационно-статистическую и аналитическую поддержку деятельности федеральных органов управления образованием (Правительство Российской Федерации, министерства, агентства, службы, Общественная палата РФ, СМИ и др.), а также экспертов, аналитиков, преподавателей, аспирантов и студентов НИУ ВШЭ, а также других пользователей, предоставляя разнообразную, объективную и полную статистическую и социологическую информацию по образовательной проблематике.

Специалисты Центра являются авторами/участниками авторских коллективов большого числа монографий, учебных пособий, информационных бюллетеней и статей.

В состав Центра входят:

  • Отдел мониторинга экономики образования

  • Отдел социологических исследований

  • Отдел статистики образования

  • Отдел исследований человеческого капитала.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.