Дистанцирование торговли
Введение режима социальной изоляции и других ограничительных мер в ответ на пандемию COVID-19 привело к фундаментальному сдвигу в структуре дистанционного потребления и спроса на онлайн-покупки. Эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола и Мурат Бакеев проанализировали сложившиеся в первом полугодии 2020 г. тенденции развития дистанционной торговли и ее ведущего сегмента — электронной коммерции — в России и мире.
РОССИЯ
Развитие e-commerce до пандемии
Дистанционная торговля является значимым институтом цифровой экономики и проникает во все большее количество правоотношений, охватывая весь их спектр — от взаимодействия потребителей с потребителями (C2C), продавцов с потребителями (B2C) и между предпринимателями (B2B), до поддержки связей бизнеса и государства в электронной форме (B2G) и др. В течение последних лет дистанционные форматы торговли становились все более популярными. На российский рынок дистанционной торговли и его ведущий сегмент — электронную коммерцию — обратили внимание крупные технологические игроки, все больше потребителей в России начинали смотреть на продукты и бренды через новый объектив, будучи готовыми к онлайн-покупкам в широком спектре товарных категорий.
По данным Росстата, в 2018 г. 27,74% от общего числа организаций оптовой и розничной торговли в России осуществляли электронные закупки, а 28,6% — электронные продажи. Это существенно превосходит результаты за 2017 г. — 19,9% и 19,7% соответственно.
Несмотря на поступательный рост, развитие сегмента сдерживалось из-за общего стагнационного экономического фона во второй половине 2010-х гг., а также специфических для электронной торговли проблем, таких как недостаточное количество «зрелых» пользователей интернета, готовых совершать онлайн-покупки в большом объеме, недостаток необходимой инфраструктуры, региональная разрозненность с точки зрения вовлеченности в цифровую экономику и т. д.
Тем не менее, по сравнению с более традиционными рынками, электронная торговля, даже в стагнационном режиме экономики, развивалась относительно неплохо, в меньшей степени реагируя на общеэкономические проблемы и накануне входа в «новую пандемическую реальность» 2020 г. располагала достаточно мощным потенциалом к дальнейшему ускорению темпов роста.
Реакция отрасли на новые вызовы
Принятые меры социального дистанцирования, введенные в условиях пандемии, стали причиной беспрецедентного спада экономической активности в большинстве отраслей экономики, среди которых сектор розничной торговли и сфера услуг оказались наиболее пострадавшими, что безусловно негативно повлияло на экономическую ситуацию в сегменте дистанционных продаж.
С другой стороны, эти меры усилили наметившуюся ранее тенденцию в сторону повышения удельного веса дистанционных каналов в совокупных продажах торговых организаций. Несмотря на то, что влияние этого неожиданного экономического шока на абсолютные объемы дистанционной торговли не столь очевидно из-за наличия как позитивных, так и негативных факторов, дистанционная торговля по умолчанию получила относительные преимущества перед офлайн-форматами прежде всего с точки зрения требований санитарно-эпидемиологической безопасности.
На дистанционную торговлю в условиях пандемического кризиса в том числе обратили внимание и органы государственной власти в России. В середине марта отраслевые ассоциации интернет-компаний попросили чиновников ускорить принятие законопроекта об онлайн-торговле лекарствами из-за эпидемии коронавируса. В результате, уже 1 апреля 2020 года Государственная Дума в третьем чтении приняла закон об онлайн-продаже лекарств.
В целом, по темпам роста продаж лидировали продовольственные товары, товары повседневного спроса, а также продукция, ставшая актуальной из-за «коронавирусных» ограничений. Например, X5 Retail Group, ведущая продуктовая розничная компания России, объявила о том, что онлайн-продажи через платформы Perekrestok.ru и Доставка.Пятёрочка составили 1,7 миллиарда рублей (с учетом НДС) в апреле 2020 г., показав рост в 4,7 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что обеспечило X5 лидерство в сегменте онлайн доставки продуктов питания в России. Оборот интернет-магазина Ozon всего за I квартал 2020 г. вырос на 115% до 31,6 млрд руб. с НДС без учета возвратов, а в апреле оборот компании составил 14,9 млрд руб., что почти в три раза больше, чем год назад.
Одним из побочных следствий увеличения спроса на онлайн-покупки некоторых категорий товаров в сегменте B2C стало резкое повышение спроса на курьерские услуги. К примеру, крупнейшие российские службы доставки (ПЭК, DPD, BoxBerry) заявляют о двухкратном росте спроса на свои услуги весной 2020 г. В то же время, курьерским службам пришлось столкнуться с дополнительными логистическими сложностями, связанными с введенными ограничениями, такими как закрытие пунктов выдачи заказов, что затрудняло быструю адаптацию к новым реалиям.
Вовлечение регионов в дистанционную торговлю
Во II квартале 2020 г. заметно выросла вовлеченность регионов в дистанционную торговлю на фоне слабого изменения общего среднего удельного веса реализуемых товаров.
Проведенная экспертами кластеризация субъектов РФ по среднему удельному весу товаров, проданных в формате дистанционной торговли, отражает в целом позитивные, но неоднородные по характеру изменения, произошедшие в первом полугодии 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Пять регионов показали «очень высокую активность» дистанционных продаж: Москва, Брянская, Владимирская, Кировская и Сахалинская области. Среднее значение показателя по кластеру — 31,8%.
Вдвое выросло число регионов с «высокой активностью» дистанционных продаж — с 10 до 21 относительно аналогичного периода 2019 г. Среднее значение показателя — 20,1%. В 2020-м данный кластер пополнили: Омская, Новосибирская, Кемеровская, Челябинская, Ульяновская, Ростовская, Ленинградская, Тульская, Московская, Костромская, Ивановская области, Ставропольский край, Санкт-Петербург, Ненецкий автономный округ, Карачаево-Черкесская Республика и Республика Коми. При этом лидерами оказались Костромская область (рост среднего удельного веса проданных товаров до 25,2 с 7,5%); Ульяновская область (рост до 23,3 с 7,5%); Ставропольский край (рост до 23,3 с 7,5%); Санкт-Петербург (рост до 22,7 с 14,7%); Приморский край (рост до 21,8 с 25,2%); Ленинградская область (рост до 21,8 с 12,3%).
14 регионов вошли в кластер «Средний уровень активности» (+ 2 относительно того же периода 2019 г.). Среднее значение показателя по кластеру— 15,2%. Региональный состав кластера в 2020 г. за редким исключением (Курская и Рязанская области сохранили показатели 2019 г.) кардинально обновился. Из новых регионов заметный прирост среднего удельного веса проданных товаров отмечен в Пермском крае (рост до 14,5 с 10,5%) и Республике Чувашии (рост до 14,1 с 11,2%).
15 регионов образуют кластер «Низкий уровень активности». Среднее значение показателя по кластеру — 11,4%. Численность кластера по сравнению с аналогичным периодом не изменилась, однако его состав обновился. В 2020 г. улучшили показатели Томская область (рост до 9,7 с 7,5%); Иркутская область (рост до 12 с 7,5%). В Красноярском крае, несмотря на замедление активности удельный вес дистанционных продаж составлял 12%).
Кластер «Очень низкий уровень активности» остается самым многочисленным, несмотря на существенное сокращение с 37 до 25 регионов. Среднее значение показателя по кластеру — 7,6%. Это свидетельствует о сохранении региональных различий с точки зрения вовлеченности в дистанционную торговлю в России, обусловленных в том числе существованием цифрового разрыва, хотя произошедшие ко II кварталу 2020 г. подвижки очевидны. Большинство из оставшихся в кластере регионов находилось на этом уровне и во II квартале 2019 г., включая, например, Республику Марий Эл (снижение до 7,5 с 8,5%), Чукотский автономный округ (снижение до 6,9 с 7,5%). Однако часть представляющих кластер регионов опустилась туда с уровня кластеров с более высокими уровнями активности — например, Белгородская область (снижение до 8,9 с 18%).
С точки зрения вовлеченности в дистанционную торговлю региональный состав большинства кластеров в течение года существенно изменился: в 2020 г. происходил заметный дрейф регионов из кластеров с более низкими уровнями активности в сторону лидирующих кластеров. Например, заметный рост показали Сахалинская, Кировская, Брянская и Ленинградская области. В то же время, хотя большинство регионов к началу года располагало необходимым потенциалом для продолжения тенденции наращивания удельного веса дистанционных продаж, не везде сформировался устойчивый тренд на поступательное развитие из офлайна.
Цифровой климат в сфере ИТ-разработок для e-commerce
Анализ развития дистанционной торговли в России будет более полным, если рассматривать ее в связке с ИТ-отраслью, выступающей в качестве универсального цифрового интегратора. Задействование подобного дополнительного информационного контента важно для более точного понимания технологического и инфраструктурного состояния российской электронной торговли, в контексте которого во II квартале 2020 г. продолжался переход на цифровые каналы.
Для оценки ситуации, сложившейся по итогам 2019 г., накануне входа в стадию пандемии, эксперты Центра конъюнктурных исследований проанализировали динамику цифрового климата в одном из сегментов ИТ-отрасли, ответственном за разработку технологий в области электронной торговли. Формирование цифрового климата в российских ИТ-компаниях, занимающихся разработкой и внедрением цифровых технологий для рынка электронной коммерции прошло под знаком поступательного развития в 2019 г. В результате, интеграторы цифровых преобразований на рынке электронной коммерции вступили в 2020 г. со значительно окрепшим потенциалом.
Данный факт отражают все Индексы цифрового климата, которые продемонстрировали отрыв от низких значений 2018 г., совершив импульсный переход в зону уверенного роста выше среднесрочного уровня — 100%, а также ускорили рост, достигнув в своих значениях самых лучших ретроспективных результатов за последние пять лет.
Индекс делового климата вырос до 101,4% с негативной отметки 99,7%. В течение 2019 г. общие финансово-экономические тенденции для данного рынка услуг в ИТ-сегменте складывались весьма позитивно.
Индекс активности спроса вырос до 100,3% с негативной отметки 99,2%, что показывает существенную активизацию заказчиков со стороны рынка электронной коммерции.
Индекс инвестиционной активности ускорил темпы роста до 101,1% с менее низкого, но позитивного значения 100,6%. Это подчеркивает повышенную мобилизацию ИТ-компаний и готовность инвестировать в расширение своих возможностей.
Индекс финансового потенциала поднялся до 101,2% со 100,8%, что говорит об укреплении финансово-экономических аспектов развития ИТ-компаний на фоне роста прибыли.
Индекс конкурентоспособности вырос до 102,7% с 99,5%, что указывает на значительное укрепление конкурентоспособности ИТ-компаний, занимающихся разработкой и продвижением цифровых решений в сфере электронной коммерции.
Индекс концентрации конкурентов вырос до 101,6% со 100,1%: это свидетельствует о повышении привлекательности данного сегмента ИТ-рынка для различных заказчиков сферы электронной коммерции и одновременном повышении требований к действующим на нем игрокам.
Индекс барьеров: рост до 99,6% с 99,2%. Несмотря на некоторое повышение чувствительности по отношению к имеющимся проблемам в сегменте, значение индекса сохранилось в благоприятной зоне ниже 100%, что свидетельствует о достаточной стрессоустойчивости ИТ-компаний к влиянию лимитирующих факторов.
Вследствие выраженного улучшения значимых для цифрового климата эндогенных параметров развития обновленную траекторию движения показал главный индикатор исследования — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), значение которого по итогам 2019 г. выросло по сравнению с 2018 г. с (+3%) до (+14%). Повышение ИПУ 2019 г. сразу 11 п.п. по сравнению с предыдущим годом говорит о заметном укреплении сегмента и выходе из вялой стагнационной динамики 2016–2018 гг., наступившей вслед за провалом в зону отрицательных значений в 2015 г. К началу 2020 г. предпринимательские оценки в сегменте были позитивными, что можно интерпретировать в качестве сигнала о готовности ИТ-компаний успешно поддержать на инфраструктурном и технологическом уровне заявленный темп перехода к электронным каналам продаж в сегменте розничной торговли.
ИТ для e-commerce: спрос и предложение
В российском ритейле наиболее востребованы технологии для автоматизации бизнеса (59% ИТ-компаний отметили высокий спрос на эти услуги), решения на основе анализа больших данных (51%), разработки мобильных приложений (47%), обеспечения информационной безопасности (47%), развития облачных сервисов (46%), программы для внедрения технологий искусственного интеллекта и чат-ботов (45%) и создания веб-сайтов (45%).
К областям нишевых трендов или низкого спроса в ритейле относятся разработка платформ для беспилотных автомобилей и дронов (21%), блокчейн-решения (19%), а также разработка технологий виртуальной и дополненной реальности (16%). Если доминирование технологий беспилотных автомобилей и дронов, блокчейна, VR/AR ожидается только в будущем, то создание сайтов, наоборот, к началу 2020 г. начали уступать по степени важности новым формам ИТ-услуг.
В структуре разработок у ИТ-компаний в сфере e-commerce ведущее положение занимают облачные сервисы: их создают более половины (51%) респондентов. Широко распространены также разработки в области Big Data и аналитики (49%). За ними следуют технологии беспроводной передачи данных малого радиуса действия (NFC) и мобильные приложения (в обоих случаях отмечалось в 31% ИТ-компаниях). Более четверти респондентов (26%) ведут разработки в области нейронных сетей, ИИ, машинного обучения и кибербезопасности.
Соотношение оценок спроса со стороны ритейла и сложившегося уровня разработок цифровых решений в ИТ-компаниях отражает тенденцию отраслевой и технологической разрозненности как в контексте востребованности на услуги, так и потенциальных возможностей для дальнейших разработок и последующей интеграции. Только по отдельным направлениям цифрового развития ИТ-компании располагают достаточно мощными компетенциями для их реализации, позволяющими удовлетворять сложившуюся востребованность на технологии в сегменте розничной торговли.
В портфелях будущих разработок ИТ-компаний лидировали аналоги зарубежного ПО в сегментах B2G и B2B (такие планы есть у 17% респондентов), а также платформы для беспилотных автомобилей и дронов (14%). По 12% компаний смотрят в сторону блокчейн-решений, информационной безопасности, Big Data и аналитики.
В областях разработки аналогов зарубежного ПО в сегментах B2G и B2B, технологий дополненной и виртуальной реальности, блокчейн-решений и платформ для беспилотных автомобилей и дронов существует заметный спрос со стороны ритейлеров (в диапазоне от 25 до 35%), однако на начало 2020 г. он реализовывался скорее в слабой степени в виде технологических решений, предлагаемых ИТ-компаниями (в диапазоне до 2 до 12%).
Успешнее всего компании к началу 2020 г. были готовы удовлетворять запросы на разработки в области Big Data и развития облачных сервисов. Значительный потенциал для дальнейшего наращивания разработок наблюдается в области мобильных приложений, информационной безопасности, внедрения ИИ и чат-ботов.
МИР
Глобальный рынок электронной торговли
Введение ограничительных мер в ответ на пандемию COVID-19 привело к фундаментальному сдвигу в структуре глобального спроса на онлайн-покупки товаров, а также к увеличению использования цифровых инструментов коммуникации и дистанционного потребления, таких как социальные сети, интернет-телефония, телеконференции и потоковое видео. Появляется все больше свидетельств значительного роста объема электронной торговли как на потребительском рынке (B2C), так и на корпоративном (B2B).
В сегменте B2C особенно сильно данная тенденция прослеживалась на рынках предметов медицинского назначения, предметов первой необходимости, предметов домашнего обихода, продуктов питания, электроники и т. д. Euromonitor указывает на то, что потребители стали наращивать онлайн-покупки продуктов и питания и запасать продукты в связи с ограничениями на передвижение и закрытием точек общественного питания. Согласно исследованию Deloitte, в Дании 65% компаний, занимающихся продажей продуктов питания, отметили увеличение выручки более чем на 10% по сравнению с тем, что ожидалось ранее, в то время как продажи предметов роскоши и интерьера, наоборот, упали.
Рост выручки интернет-магазинов США в годовом исчислении (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) вырос на 68% по состоянию на середину апреля, превысив предыдущий пик в 49% в начале января. Глобальные продажи Amazon выросли на 26% в первом квартале 2020 г. В случае с количеством интернет-заказов в апреле в США и Канаде наблюдался еще более впечатляющий рост почти в 2,5 раза по сравнению с весной 2019 г.
Увеличился спрос на доступ в интернет и на услуги мобильной передачи данных. Одним из ярких примеров здесь являются социальные медиа. Резко возросло использование сервисов онлайн-сообщений, голосовых сообщений и видеозвонков, при этом спрос на групповые видеозвонки во многих странах вырос в десятки раз. В Испании Telefonica сообщила о росте трафика IP (интернет-протокол) и мобильной передачи данных на 40% и 50% соответственно. В Таиланде произошло 828-процентное увеличение трафика данных от Zoom Video Communications и 215-процентный рост использования видеоконференций Skype.
Под влиянием режима социального дистанцирования и других связанных ограничений и требований, электронная торговля услугами, предоставляемыми в цифровой форме, начала резко расти. Особенно показателен пример телемедицины в Китае: в период с декабря 2019 года по январь 2020 года рост онлайновых медицинских платформ существенно ускорился, некоторые платформы демонстрировали трехзначные цифры роста вплоть до 900 процентов.
Некоторые услуги с большим онлайн-компонентом (например, туристические) оказались невостребованными. Трафик клиентов платформы аренды жилья для отдыха Airbnb значительно сократился.
Негативно на электронную торговлю физическими товарами и услугами повлияли те же факторы, которые привели к просадке спроса и предложении в целом. Эти сбои привели к задержкам доставки или полной отмене заказов. Онлайн-продажи физических товаров и услуг через B2B и B2C каналы посредством розничных и оптовых дистрибьюторских услуг зависят от общего состояния производственной деятельности и доступности услуг, которые, в свою очередь, были нарушены мерами, принятыми правительствами для сдерживания распространения вируса.
Во-первых, пандемические блокировки привели к приостановке производств во многих странах, что выразилось в снижении предложения и росту безработицы. Во-вторых, электронная торговля столкнулась с проблемами из-за нарушения транспортных и логистических цепочек поставок, в частности, в связи с введением новых санитарных правил, ужесточивших правила наземных, морских и воздушных перевозок грузов.
Например, отмена более миллиона пассажирских рейсов, которые обычно использовались для перевозки почтовых отправлений и других небольших партий грузов, значительно сократила пропускную способность и повысила цены на перевозку для трансграничных транзакций B2C и B2B. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) и Всемирного почтового союза (ВПС), проблемы усугублялись различными административными и нормативными ограничениями, включая предписания карантинного режима для экипажей, которые не позволили вывести грузоперевозки на уровень, адекватный текущему спросу. Соответственно, электронная коммерция, опирающаяся прежде всего на крупный импорт через морские перевозки, также пострадала, а клиенты столкнулись с массовыми задержками и отменами своих заказов.
В силу наличия как позитивных, так и негативных факторов для рынка электронной коммерции, возникших в связи с пандемией, актуальные статистические данные и прогнозы не поддаются однозначной интерпретации. Дополнительную сложность представляет отсутствие общего методологического стандарта для расчета объемов электронной торговли, что ведет к серьезным различиям в существующих оценках.
Согласно прогнозу маркетингового агентства eMarketer, эффект негативных факторов перевесит влияние позитивных. Агентство даже скорректировало свою оценку роста глобального розничного сегмента электронной торговли в 2020 г. с 18,4% до 16,5%.
Тем не менее, в долгосрочной перспективе пандемический шок может спровоцировать ускорение происходящей цифровизации розничного сектора и, как следствие, рост популярности электронной торговли в целом. Это может, в частности, выражаться в более активном росте влияния существующих технологических трендов в электронной торговле (чат-боты, голосовые помощники, технологии персонализации и т. д.) и возникновении совершенно новых.
И хотя некоторые практики закончатся вместе с текущим кризисом, долгосрочные изменения в привычках клиентов могут потенциально сделать бизнес и потребителей более адаптированными к практике потребления услуг в цифровой форме.
Новые вызовы, тренды и решения для e-commerce
Цифровой разрыв. Увеличение числа пользователей интернета побудило как его поставщиков, так и операторов связи повышать пропускную способность сетей и предлагать более выгодные по цене или даже бесплатные пакеты услуг. Тем не менее, многие традиционные препятствия, связанные с существованием т. н. «цифрового разрыва», стали еще более серьезными в контексте пандемии COVID-19. К ним, в частности, относятся доступ к онлайн-платежам, надежное подключение к интернету и электричеству, высокая стоимость трансграничной торговли, проблемы с видимостью при онлайн-поиске, а также трудности с завоеванием доверия потребителей.
Регуляторы и интернет-провайдеры в ответ на резкое повышение спроса на доступ в интернет и услуги мобильной передачи данных расширили спектр используемых частот, приняли меры по увеличению емкости сетей и обеспечению дешевого доступа к качественным широкополосным сетям. Некоторые центральные банки временно разрешили компаниям и банкам снизить или совсем отменить комиссии за цифровые платежи и мобильные денежные переводы, чтобы стимулировать использование мобильных денег вместо наличных. Снятие ограничений и требований, применяемых к системам электронных платежей, стало особенно актуальным в Африке, где в последние годы мобильные платежи стали очень распространены.
Борьба с онлайн-мошенничеством. В результате всплеска онлайн-мошенничества во время пандемии, многие компании осознали важность укрепления доверия. Некоторые из них изменили политику потребителей в ответ на COVID-19, предложив бесплатную доставку, продлив периоды времени для возвратов, отменив штрафы за отмену заказов и уделив повышенное внимание бесконтактной доставке. Торговые онлайн-площадки отслеживали свои сайты на предмет мошенничества, завышения цен и введения в заблуждение, а также призывали к усиленной поддержке со стороны властей для выявления мошенников. Кроме того, актуальные подходы в области персонализации веб-контента, предложений, цен и рекламных акций были задействованы и для нужд обеспечения кибербезопасности.
Международные организации стремятся повысить эффективность работы агентств по защите прав потребителей, бизнеса и гражданского общества за счет информирования о лучших практиках. Так, международная сеть по защите прав потребителей (ICPEN) начала кампании в социальных сетях, направленные на содействие информированию потребителей о проблемах защиты потребителей, связанных с COVID-19, в частности о мошенничестве. Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) опубликовала информацию о национальных инициативах по предупреждению потребителей о мошенничестве с COVID-19, а также свои рекомендации для правительств. Группы защиты интересов, такие как Международная организация потребителей, также представили собственные руководства по способам защиты потребителей от угроз COVID-19.
Блокчейн-решения. Отсутствие достоверной информации о поставщике становится препятствием при резкой перестройке логистических потоков и цепочек поставок. Блокчейн-платформы могут выполнять роль надежных агрегаторов подобной информации, эффективно снижая трансакционные издержки в мировой торговле, и некоторые компании предложили решения на их основе в ответ на возникшие проблемы. В частности, возможность использования технологии блокчейн рассматривается производителями медицинского оборудования для борьбы с распространением некачественной контрафактной продукции в условиях растущей потребности в медицинском оборудовании в период пандемии. Предполагается, что применение блокчейна в процессах производства и логистики позволит снизить число случаев поставок некачественной медицинской техники. Многие международные организации, включая ОЭСР, ВТО, ФАО и Всемирный экономический форум, отмечают использование блокчейн-решений в ряду мер по улучшению отслеживаемости поставок товаров.
Логистика и международная торговля. Рост потребительского сегмента электронной коммерции спровоцировал проблемы в области соблюдения правил по охране здоровья и технике безопасности в странах-импортерах, в частности, с точки зрения защиты здоровья работников, занимающихся обработкой и проверкой товаров. Кроме того, органы пограничной службы столкнулись с новыми проблемами и трудностями, будучи вынужденными вмешиваться в процессы хранения, перевозки и поставки товаров не только с целью проверки, но и для сбора и обмена на международном уровне соответствующей информацией, позволяющей определять риски, связанные с каждой транзакцией, в том числе в отношении санитарных, фитосанитарных условий и технических барьеров в торговле. Эти проблемы, выдвинутые на первый план в результате пандемии COVID-19, спровоцировали более активное обсуждение в ВТО дальнейшего направления осуществления Соглашения об упрощении процедур торговли (TFA), которое вступило в силу в 2017 году.
СПРАВКА
Определения
Продажа товаров дистанционным способом — продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (ред. от 16.05.2020) «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом»).
Всемирная торговая организация определяет электронную торговлю (коммерцию) как производство, распространение, продажу и доставку товаров и услуг электронными средствами.
Методология
Эмпирической базой измерения активности дистанционной торговли в региональном разрезе стали результаты конъюнктурного мониторинга (регулярных опросов около 5 тыс. руководителей розничных организаций практически по всем субъектам Российской Федерации), проводимого в ежеквартальном режиме Федеральной службой государственной статистики. Сравнивались результаты относительно удельного веса товаров, проданных по заказам, по почте, через телемагазины и компьютерные сети (включая электронная торговлю), в общем объеме проданных (далее — «удельный вес дистанционной торговли») во II квартале 2019 года с актуальными данными за II квартал 2020 года.
Диагностика цифрового климата ИТ-компаний базировалась на результатах пилотных конъюнктурных опросов около 100 специально отобранных организаций из 30 регионов России, направления деятельности которых включают разработки в области электронной торговли, в ежегодном режиме проводимых АНО ИИЦ «Статистика России» по заказу Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Масштаб региональной вовлеченности розничного сегмента в дистанционные продажи эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ детализировали с помощью карт региональной активности. Они позволяют наглядно проследить произошедшие изменения относительно аналогичного периода 2019 г. В рамках построения региональных карт, отражающих охват дистанционных продаж, было выявлено и представлено к анализу пять кластеров, отражающих уровень активности (от «очень высокого» до «очень низкого») согласно удельному весу товаров, реализованных дистанционным способом, в общем объеме проданных товаров розничными организациями в течение каждого из исследуемых периодов. Оптимальное количество кластеров было определено с помощью иерархической кластеризации с использованием метода Уорда с интервальным методом связи и квадратом Евклидова расстояния в качестве меры расстояния.
Индексы цифрового климата рассчитывались с использованием метода главных компонент как «общий» фактор динамики показателей программы обследований деловой и цифровой активности в сфере ИТ-услуг, гармонизированных с Системой конъюнктурных измерителей мониторинга цифровой экономики, проводимого Европейской комиссией. В качестве основных подходов к разработке Индексов цифрового климата применялись методологические принципы квантификации непараметрической информации и построения композитных циклических индикаторов Европейской комиссии и ОЭСР. Одновременно были представлены технологические ориентиры востребованности различных цифровых решений в области электронной коммерции со стороны ключевых заказчиков — организаций розничной торговли. Детально проанализирован уровень спроса и разработки различных цифровых технологий, составляющих основу современной электронной торговли, включая Big Data и аналитику, мобильные приложения, искусственный интеллект и чат-боты, блокчейн-решения и т. д.
ПОДРОБНЕЕ
Активность дистанционной торговли в России в условиях COVID-19: региональный ответ на вызовы пандемии и роль ИТ-сегмента
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.