• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Второй день Апрельской конференции: круглый стол с участием Дмитрия Медведева

2 апреля 2014 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев принял участие в работе круглого стола «Инновация и социальная политика в новых условиях» в рамках XV Апрельской международной научной конференции «Модернизация экономики и общества». К участию в обсуждении были приглашены первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг и заведующий международной лабораторией экономики инноваций НИУ ВШЭ, профессор Университета Манчестера Ян Майлз.

На сайте Правительства РФ доступно видео с круглого стола

Председатель правительства особо отметил, что рад выступить именно на юбилейной конференции в Вышке. «Вероятно, как принято в нашей стране, она завершится подготовкой апрельских тезисов, они, правда, в истории нашей страны сыграли в чем-то роковую роль, и поэтому надеюсь, что вы подготовите не ленинские тезисы, а более конструктивные», — заявил Дмитрий Медведев.

Макроэкономические проблемы

Вначале председатель правительства остановился на оценке макроэкономической ситуации. «Мы долгое время  стремились стать частью глобальной экономики и вот стали. Поэтому мы испытываем все проблемы и трудности, которые связаны с глобальными экономическими трендами. Но очевидно и то, что тенденции, которые формируются в мировой экономике, разнонаправленные, и характеризуют их по-разному: от сдержанного оптимизма до предсказаний дальнейшего спада, продолжения рецессии», — отметил Дмитрий Медведев.

«Но большинство аналитиков все-таки излучает умеренный оптимизм (не знаю, какой позиции придерживаются присутствующие здесь), считается, что дно кризиса мы преодолели и есть некие хрупкие перспективы выхода. Только время покажет, что на самом деле правда, что нет. Поэтому общее замедление экономического роста в России в целом более или менее объяснимо. Очевидно и то, что тому есть внешние причины и внутренние причины. Какие из них больше добавляют в копилку нашего замедления — это тоже предмет дискуссии. В прошлом году экономика продемонстрировала, как известно, весьма умеренный рост — порядка 1,3%, что, с одной стороны, не ужасно, но, конечно, никого из нас не радует. С другой стороны, макроэкономические и социальные показатели, на которые мы ориентируемся, в целом для нашей страны стабильные, неплохие, но, конечно, мы ожидали несколько другого», — продолжил премьер.

«Стратегия-2020»

Дмитрий Медведев высоко оценил программу «Стратегия-2020», подготовленную при участии экспертов Высшей школы экономики, и заявил, что правительство РФ руководствуется ею в своей сегодняшней деятельности. Однако в последнее время, по его словам, появились опасения, получится ли «выполнить намеченное, будет ли рост, необходимый для обеспечения всех тех позиций, которые были заложены в программу «2020».

Премьер заявил, что хотел бы услышать мнения экспертов Вышки о том, «что правительству следовало бы делать сегодня, на чем сосредоточиться, каким образом обеспечить нужный приток технологий в промышленность, сделать промышленность более конкурентоспособной».

По словам Дмитрия Медведева, на улучшение процессов модернизации здравоохранения и образования идут «весьма значительные средства», но при этом остаются и «существенные сложности».

Евразийский интеграционный проект…

«Конечно, мы должны переоценить свое участие в глобальной экономике. Мы развиваем евразийский интеграционный проект, идет он, в общем, практически по тому графику, о котором мы договаривались еще несколько лет назад, когда в бытность своей работы на высшем государственном посту я подписывал документы с Казахстаном и Белоруссией. Понятно, что есть в этом проекте и свои сложности, тем не менее, мы считаем, что все равно перспективы, потенциал этого проекта очень неплохи», — заявил Дмитрий Медведев.

…и другие регионы планеты

С другой стороны, считает глава правительства, Россия планирует развивать «полноценные отношения со всеми остальными государствами, со всеми остальными нашими экономическими партнерами и в Европе, и в Америке, и в других частях света».

«Очевидно, что все это должно происходить на транспарентных принципах, исходя из перспектив развития свободной конкуренции, недопустимости искусственных барьеров. Скажем прямо, с учетом той ситуации, которая в настоящий момент сложилась, очевидно, что экономические интересы не должны приноситься в жертву политическим амбициям, предрассудкам, в целом политическим позициям, даже если наши подходы к тем или иным международным проблемам различаются. Мы все — я имею в виду и Российскую Федерацию, и наших партнеров во всех странах — должны действовать прежде всего прагматично. Это, мне кажется, должно быть абсолютно очевидно для всех участников международных экономических отношений и международной системы разделения труда», — отметил Дмитрий Медведев.

«Предмет государственного внимания»

Завершая свое выступление, Дмитрий Медведев, дал понять, что знает о многих сложностях, с которыми сталкивается в своем развитии университет.

«Не буду говорить долгих комплиментов Высшей школе экономики, но кое-что скажу. Школа, как известно, имеет высокую репутацию не только как университет, но и как научно-исследовательский центр, одной из первых стала приглашать в качестве преподавателей молодых специалистов, которые получили PhD в ведущих мировых университетах и после серьезного отбора получили возможность работать в нашей стране, в университете. Мне кажется, это хороший пример того, каким образом нужно комплектовать преподавательские кадры», — отметил премьер-министр.

Дмитрий Медведев особо подчеркнул, что отсутствие единого кампуса у многих ведущих университетов, в том числе у Вышки, «должно быть предметом государственного внимания».

«35 зданий в таком мегаполисе, как Москва, в которых идут образовательные и научные процессы,  это, конечно, очень сложная история. В то же время есть проблема формирования единого кампуса. Хотя, как мне представляется, все равно рано или поздно какие-то решения придется принимать», — подвел итог глава правительства.

План развития требует уточнения

Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, продолжая мысль главы правительства, отметил, что Апрельская конференция «всегда была площадкой взаимодействия тех, кто принимает экономически значимые решения, и тех, кто их анализирует». И на круглый стол с участием премьер-министра собрались специалисты по двум близким секторам — социальной и инновационной политике.

«То, о чем вы, Дмитрий Анатольевич, сказали — снижение темпов экономического роста и все те сложности, которые мы испытываем — требуют уточнения плана развития до 2020 года. И если монетарная и отраслевая политика зависят от возникающей необходимости реагировать на внешние риски, то политика в области предпринимательской деятельности должна оставаться неизменной, мы должны двигаться здесь еще большими темпами, ни на что не обращая внимания», — отметил Ярослав Кузьминов.

Бюджетный маневр

По словам ректора ВШЭ, социальная и инновационная политика являются сейчас сферой стратегического выбора для России.

«Социальная политика лежит в центре программ президента и правительства. Здесь достигнуты значительные успехи, и, казалось бы, нужно только сохранить существующую ситуацию и не допустить даже временного снижения ресурсного обеспечения. Накануне, {вице-премьер} Ольга Голодец, выступая на нашей конференции, сказала, что правительство обеспечит выполнение основных параметров социальной политики, что бы ни случилось. Я считаю это совершенно правильным. Но этого недостаточно. Я считаю, что успехи последних лет достигнуты благодаря предоставлению сфере образования, медицине, массовому спорту и культуре дополнительных ресурсов. То есть это тот самый бюджетный маневр, о котором мы вам докладывали в 2011 году, представляя «Стратегию-2020». При этом требуется внимание к повышению эффективности, мобилизации внутренних резервов, в том числе в регионах, реструктуризации бюджетной сети, обеспечению конкуренции», — отметил Ярослав Кузьминов.

Главный риск — отказ от модернизации

При всех усилиях правительства, ключевые отрасли — образование и здравоохранение — остаются менее ресурсно обеспеченными, чем необходимо. По словам ректора ВШЭ, сохраняется дефицит пенсионной системы. И главный риск реализации социальной политики — отказ от модернизации. «Это сохранение в неизменном виде всего массива действующих инструментов под предлогом сохранения некоей социальной стабильности для поддержки широких слоев населения. В условиях ограниченности свободных ресурсов у государства отказ от модернизации приведет к постепенному обесцениванию вкладов государства и снижению качества социальной сферы. Мы должны усилить внимание к рестуктуризации и модернизации социальной сферы и ее структуры», — отметил ректор ВШЭ.

По мнению Ярослава Кузьминова, сравнительное преимущество российской экономики в долгосрочной перспективе связано главным образом с накоплением человеческого капитала. Именно качество человеческого капитала определяет рост экономики, а не наоборот. Социальные расходы необходимо рассматривать с учетом их вклада в экономику.

По этому критерию ректор ВШЭ выделил три группы отраслей социальной сферы.

1. Направления развития, которые формируют инновационный элемент человеческого капитала. Они непосредственно связаны с модернизацией экономики, это все виды профессионального образования, не только высшего. Ядро этой группы — это сеть НИУ и РАН. Этой группе должен быть отдан приоритет финансирования, одновременно должна быть проведена жесткая независимая оценка качества работы и необходимая реструктуризация. Для России жизненно важно сохранить глобальную конкурентоспособность в этой сфере.

2. Сфера воспроизводства человеческого капитала, имеющая целью увеличение продолжительности трудовой жизни. Это общее образование, это здравоохранение, массовый спорт, культура, поддержка семей с детьми. Ключевая задача здесь — определение внутренних приоритетов и таргетирование расходов.

3. Собственно социальная поддержка и пенсионная система. Здесь основной эффект — макроэкономический. Это создание национальных длинных денег.

«Мы считаем крайне опасным простейший вариант стыковки социальной политики с обновленным макроэкономическим прогнозом, — сказал в связи с этим ректор ВШЭ. — А именно механическое сокращение взятых социальных обязательств. Совершенно очевидно, что отказаться от тех положений, которые заложены в указы президента и реализуются правительством нецелесообразно не только по соображениям сохранения лица, но и потому что это означало бы отказ от ключевой предпосылки долгосрочного экономического роста. Нужно искать варианты балансировки социальных обязательств в соответствии с балансировкой бюджета. И вот здесь предпочтение должно отдаваться мерам, которые не предполагают увеличения расходов и которые реализуют за счет стимулирования эффективности, структурных изменений и вытеснения неэффективных практик».

Риски в инновационной политике

Самая большая опасность для России — выпасть из международного научного и технологического разделения труда, уверен ректор ВШЭ. Чтобы этого не произошло, требуются приоритетные инвестиции в те сектора, в которых Россия остается конкурентоспособной. 

«Нам необходимо формировать систему связки исследований и образования. И в первую очередь не забывать о финансировании фундаментальных и поисковых исследований. У нас много ресурсов было направлено на систему венчурных инвестиций, но нельзя забывать, что любые прикладные проекты базируются на фундаментальных исследованиях. Нельзя иметь яблоню без корней. У нас сегодня финансирование фундаментальных исследований РАН — порядка 70 млрд рублей. И финансирование всех исследовательских университетов — порядка 70-80 млрд рублей. Это примерно бюджет одного Гарвардского университета. И чтобы развиваться, финансирование РАН и вузовской науки необходимо увеличивать», — отметил Ярослав Кузьминов.

Глобальная конкурентоспособность

Другая проблема, требующая немедленного решения — это сужение группы исследовательских вузов, чьи программы развития целевым образом финансируются государством.

«Мы в 2006 году начинали с программы поддержки инновационных университетов — 62 вуза. Потом в 2009 году была программа НИУ — 29 вузов. И в прошлом году была поддержано развитие 15 университетов в рамках программы «5-100». И я скажу, что 15-20 университетов для такой страны, как Россия — недостаточно. Нам нельзя бросать те университеты, которые уже были поддержаны государством. Поддержку надо продолжать. Наши молодые коллеги, присутствующие здесь сегодня и нанятые на международном рынке труда, показывают нам, что российские вузы могут развиваться в глобальной системе. У Вышки из 2 тысяч преподавателей — 120 исследователей, привлеченных на международном академическом рынке. Это не мало, но нам нужно довести это количество до трети», — заявил Ярослав Кузьминов.

Во время выступления ректора наиболее экспрессивно Дмитрий Медведев отреагировал на статистику  научной активности вузовских преподавателей. Согласно исследованиям ВШЭ, только 16-19% работников отечественных вузов, по их собственным словам, занимаются исследовательской работой. Глава правительства заявил, что наукой должны заниматься все сотрудники университетов.

Первоисточник: портал НИУ ВШЭ

См. также: стенограмму выступления Леонида Гохберга на круглом столе: «Инновационная политика должна выдвигаться в центр социально-экономической политики государства»