• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Низкий спрос препятствует промышленному росту

Российская индустрия не выходит из стагнации. Инвестиционный и потребительский спрос на продукцию отечественных предприятий замедляется. Ситуация с загрузкой производственных мощностей – худшая за последние три года. Предприятия вынуждены сокращать работников, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в августовском мониторинге делового климата в промышленности.

Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) — сезонно скорректированный показатель, характеризующий состояние делового климата в промышленности — не изменился в августе по сравнению с июлем. Он составил минус 4%.

Такая «стабильность» говорит о продолжении стагнационного тренда в российской индустрии, делают вывод эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. Они проанализировали мнения руководителей около четырех тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Росстатом).

В августе 2014 года показатели спроса и выпуска промышленных компаний продолжали оставаться худшими почти за весь посткризисный период.

Главным негативом месяца стало снижение среднего уровня загрузки производственных мощностей на 1%. «Сокращение данного показателя продолжается четвертый месяц подряд. В результате в августе средний уровень загрузки составил 60%. Подобная низкая оценка в последний раз наблюдалась в феврале 2011 года», — подчеркивается в мониторинге ЦКИ. При этом большинство опрошенных предпринимателей (80%) сообщили, что сокращение загрузки соответствует ожидаемому ими в ближайшие полгода спросу, а 11% респондентов считают, что и этого будет слишком много.

Снижение деловой активности в отрасли повлекло за собой сокращение прибыли компаний и численности занятых. Так, прибыль уменьшилась в среднем на 9%. О сокращении численности занятых на своих предприятиях сообщили 16% руководителей.

Самые негативные сигналы об ухудшении делового климата поступали от предприятий, производящих текстильную и швейную, а также целлюлозно-бумажную продукцию. Лучше других чувствовали себя организации, обрабатывающие древесину и производящие изделия из дерева, а также добывающие компании топливно-энергетического комплекса.

Неопределенность мешает бизнесу расти

Основным фактором, сдерживающим промышленный рост, является неопределенность, вызванная напряженной геополитической ситуацией и дальнейшими санкциями со стороны западных стран. Инфляционные и валютные риски еще больше ухудшают ситуацию.

Неопределенность является единственным фактором, лимитирующим производство, который вырос по сравнению с июлем, отмечают экономисты ЦКИ. Об этом говорили 33% респондентов.

Ухудшает ситуацию и перманентное увеличение ключевой процентной ставки со стороны ЦБ РФ (за последние семь месяцев она поднималась трижды). Это снижает для предприятий возможности доступа к кредитным ресурсам. Заемные средства были одним из основных драйверов экономического роста. Сегодня, чтобы получить относительно «длинные деньги» для развития своего производства от кредитных организаций менее чем за 12% годовых, частному предпринимателю нужно предъявить кредитору «очень веские аргументы» и не только в части залогового обеспечения.

В итоге многие предприниматели предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь над долгосрочным стратегическим развитием своего бизнеса и, соответственно, вкладывая свободные финансовые средства не в расширение производства, а в повышение зарплат и в инвестиции за рубеж.

В ИСИЭЗ предупреждают: промышленность вступает в осень с дефицитом источников роста и грузом внутренних и внешних проблем, тормозящих развитие отрасли. Прогнозы на ближайшие 3-4 месяца — продолжение стагнации без взлетов и падений.

График 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности

Источники: по России — Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе — Economic and Financial Affairs, European Commission.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Судя по всему, темпы роста промышленности в целом в 2014 году составят примерно 1%. В случае возможного начала процесса импортозамещения, в основном украинской продукции, можно с большой осторожностью говорить о максимальных 1,5% роста по итогам текущего года.

Вместе с тем, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров не так давно озвучил прогноз роста промышленности на 2%. При этом основной вклад в подъем отрасли должна внести обрабатывающая промышленность, которая, по его словам, предположительно вырастет на 3%.

Что может интенсифицировать рост промышленности во втором полугодии? В первую очередь, это дополнительные госинвестиции в крупные отраслеобразующие предприятия. В результате данного маневра часть инвестиций преобразуется в дополнительную добавленную стоимость созданной продукции и увеличит темп роста отрасли.

Другим источником возможного роста производства может стать выпуск продукции на предприятиях, не попадающих в сферу текущего статистического наблюдения и неохваченных конъюнктурными опросами. Это малые предприятия, неформальная промышленная деятельность и выпуск продукции на оборонных предприятиях. Все эти составляющие Росстат досчитывает к общему объему выпуска в отрасли, применяя соответствующие коэффициенты. Если к продукции малых предприятий и неформальной деятельности вряд ли возможно применить повышательные коэффициенты, то увеличение досчета на оборонную продукцию в общем объеме промышленной продукции вполне вероятен.

Слабым аргументом является увеличение роста за счет активизации процесса импортозамещения. Хотя для более точной формулировки целесообразно заменить слово «импортозамещение» на словосочетание «увеличение доли промышленной продукции отечественного производства».

Во-первых, в сегодняшних финансово-экономических условиях, в которых находится РФ, задача полного импортозамещения невыполнима.

Во-вторых, это делать и не нужно, так как данная акция принесет только вред экономическому развитию страны. В существующей глобальной экономике выигрывают только те страны, которые входят в стратегическую экономическую, инвестиционную и научно-техническую кооперацию с ведущими экономиками мира. Чтобы создать высокотехнологическую продукцию, необходимо соперничать с лучшими ее образцами. Если же доступ этой продукции на внутренний рынок искусственно ограничен, то качество отечественной продукции неизбежно снизится из-за отсутствия коммерческой мотивации у производителей.

При этом девальвационный эффект для начала процесса импортозамещения наступит только в период роста доллара к рублю не менее чем 35-40%, то есть не раньше цены за доллар примерно в 46-48 рублей.

Если рассматривать импортозамещение, как частичную структурную перестройку промышленности, что само по себе находится в абсолютно правильном контексте реформирования экономики, то эффект от данной акции можно получить не раньше, чем через два-три года, особенно в части увеличения доли отечественной высокотехнологической продукции. При этом для реализации этих целей необходим рост частных и бюджетных инвестиций не только в производство «железа», но и главное – в человеческий капитал, в тех, кто будет создавать, и эксплуатировать данную продукцию.

Мария Денисова, для OPEC.ru