Санкции и инфляция ведут ритейл в стагнацию
Снижение покупательской активности негативно отражается на розничной торговле. Продажи и прибыль ритейлеров падают, предпринимательская активность затихает. Бизнес вынужден сокращать персонал и увеличивать цены, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ в мониторинге делового климата в розничной торговле в III квартале 2014 года.
В III квартале 2014 года деловой климат в розничной торговле ухудшился. Предпринимательская активность в отрасли снизилась, а напряженность, вызванная сложной экономической и политической конъюнктурой в стране, возросла. В результате отечественный ритейл оказался в двух шагах от рецессии.
Так, в III квартале 2014 года, значение основного индикатора обследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) оказалось худшим за последние три года, составив плюс 4%. До провального посткризисного значения в +3% его теперь отделяет всего 1%. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности четырех тысяч организаций в III квартале текущего года, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.
Ситуация в российской рознице в июле—сентябре характеризовалась сокращением спроса и объема продаж, снижением прибыли, выбытием персонала и ростом цен на продовольственные товары.
Более 45% респондентов пожаловались на «недостаточный платежеспособный спрос», что, как считают авторы доклада, стало следствием продолжающегося сжатия реальных располагаемых доходов населения. Темп его роста в январе—августе составил лишь 100,7%. Негатива добавило удорожание кредитных предложений и ослабление национальной валюты.
Слабый спрос негативно отразился на продажах, прибыли и кадровой политике. В частности, в третьем квартале по сравнению со вторым кварталом 28% опрошенных руководителей розничных компаний отметили снижение объемов реализуемых товаров, а уменьшение товарооборота — около 35%. Более четверти предпринимателей сообщили о сокращении персонала в своих компаниях. Практически треть — констатировала уменьшение прибыли.
«Масштабирование негативных явлений оказало решающее воздействие на понижательный тренд, характеризующий финансовые ресурсы, а предпринимательские прогнозы окончательно нивелировали надежду на позитивные коррективы данной ситуации не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе», — отметили эксперты в мониторинге.
Ситуацию усугубили санкции и инфляция. 60% предпринимателей заявили, что были вынуждены поднять цены на продукцию, около 50% собираются увеличивать цены и в четвертом квартале. «Запрет на ввоз ряда импортных продовольственных товаров в Россию и вторая очередь санкций усилят темпы роста цен к концу года и, возможно, даже заложат новую ценовую модель на 2015 год», — полагают экономисты ЦКИ.
Авторы мониторинга предупреждают: пространство для возможного корректирующего отраслевого маневра сужается на глазах, оставляя все меньше шансов завершить 2014 год в привычном для розницы непредвзятом статусе экономического драйвера. При этом ожидания самих участников рынка по динамике спроса, товарооборота, объема продаж и прибыли в IV квартале — самые пессимистичные с предкризисного периода 2008 года.
Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли
Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:
Взаимообмен ограничительных мер с западными странами увеличивает градус неопределенности, оказывая давление на развитие всего реального сектора экономики России. Снижается покупательский потенциал домашних хозяйств — один из главных драйверов роста. Ведь темпы потребительского спроса в годовом выражении за первые семь месяцев года составляют менее половины от показателей предыдущего года.
К сожалению, на фоне сложившихся тенденций замедления роста реальных располагаемых денежных доходов населения, неоднозначной инфляционной составляющей, сжатого рынка кредитования, ослабления национальной валюты, стагнирование потребительского спроса в ближайшее время будет продолжаться.
Таким образом, изобилие эмоций и негативных оценок, данных респондентами на будущий квартал, оправданно. Текущая межгосударственная политика обострила все хронические проблемы отрасли. Подобный стресс никак не явится мотиватором к росту деловой активности. Напротив, многие организации торговли, особенно малого бизнеса, имея в обороте высокую долю продовольственного импорта, могут оказаться под ударом, что повлечет за собой недобросовестную конкуренцию, переход к функционированию по «серым» схемам или даже закрытие магазинов. Перепрофилировать продажи, найти новых поставщиков, а, соответственно, нового покупателя и свою нишу, в короткие сроки малому бизнесу намного труднее, нежели сетевым магазинам. Ведь сейчас рынок органической продукции практически на 70% замещен импортом.
Предприниматели вновь оказались затянуты в воронку негативных событий, выбраться из которой в ближайшее время без ослабления потенциала им вряд ли удастся. Отчасти нивелировать имеющийся негатив в торговле в короткие сроки способны лишь экстренные государственные меры, направленные на обеспечение сбалансированности и контроля за рынком.
Мария Денисова, для Opec.ru