• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Сфера услуг готовится к зимней депрессии

К концу года сфера услуг погрузится в стагнацию. Потребительский спрос не растет сейчас и далее он также не будет драйвером роста. Несмотря на девальвацию и инфляцию, в сложившейся ситуации предприятия сферы услуг не могут повышать цены и теряют прибыль, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в мониторинге делового климата в сфере услуг.

B III квартале 2014 года предпринимательская активность в сфере услуг существенно замедлилась. Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 4% и составил +2%.

Основным фактором, не дающим расти деловой активности, был дефицит платежеспособного спроса на услуги. Это повлекло за собой соответствующее сокращение объема бизнеса и прибыли. Предприятия стали активнее сокращать персонал и терять свой конкурентный потенциал.

Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности более 5,7 тысяч организаций различных видов экономической деятельности, оказывающих услуги, из всех регионов России, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе данных Росстата.

Как отмечают эксперты Центра, число предпринимателей, отметивших снижение потребительского спроса, объема оказанных услуг, численности работников и полученной прибыли, а также ухудшение конкурентной позиции организаций, в III квартале превышало число тех, кто сообщил о позитивных сдвигах.

Так, 21% респондентов сообщили о падении спроса на услуги и 19% — о его росте (годом ранее доли позитивных и негативных оценок были одинаковыми — по 20%). 23% респондентов констатировали снижение объема прибыли и 15% — ее рост (годом ранее — 21 и 17%). 14% руководителей организаций сокращали штат работников и 10% — расширяли его (годом ранее — 13 и 9%). 85% респондентов оценили сложившуюся экономическую ситуацию как «благоприятную» или «удовлетворительную» (21 и 64% соответственно). 43% предпринимателей считали дефицит финансовых средств основным барьером на пути развития бизнеса (рост на 4% в годовом интервале). 40% отметили негативное воздействие недостаточного спроса на услуги и 36% пожаловались на высокую налоговую нагрузку.

«В создавшихся условиях — с учетом фактической остановки роста реальных доходов и ужесточения кредитной политики банков, нестабильности рубля и предстоящего ускорения инфляции, сохранения геополитической напряженности и ожидания возможных негативных последствий экономических санкций и контрсанкций — потенциальные потребители вполне обоснованно предпочитают минимизировать затраты, отказываясь от приобретения необязательных услуг», — подчеркивается в мониторинге.

Ухудшение делового климата наблюдалось в 10 из 15 видов деятельности сферы услуг. Хуже всего дела обстояли в сегменте ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования (отрицательные значения ИПУ в течение всех 11 кварталов проведения обследований) и у предпринимателей, оказывающих персональные услуги (отрицательные значения ИПУ в течение пяти последних кварталов). Заметно снизилась деловая активность в туриндустрии из-за падения спроса на выездной туризм. ИПУ в этом виде деятельности обычно достигал пиковых значений в середине года, но в текущем квартале составил лишь 5% (годом ранее — 11%).

Наиболее благоприятный деловой климат, согласно результатам обследования, наблюдался в сегменте страхования. Однако и здесь был заметен нисходящий тренд предпринимательской уверенности: ИПУ снизился с 25% в III квартале 2012 года до 20% в аналогичном квартале 2013 года и 15% в текущем квартале.

При этом экономисты ЦКИ обращают внимание на отсутствие значительной инфляции в сфере услуг в III квартале текущего года. «Так, 85% респондентов сообщили о сохранении расценок на оказываемые услуги, а в 6% организаций имело место снижение тарифов», — отмечается в мониторинге.

Прогнозы на конец года у экономистов ЦКИ пессимистичные. «В конце года многие организации сферы услуг будут переживать зимний “мертвый сезон”. Поскольку стабилизация макроэкономической ситуации и заметный рост доходов населения в ближайшее время маловероятны, деловой климат в этой сфере экономики в IV квартале 2014 года может существенно ухудшиться», — заключают они.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Сфера услуг, наряду с розничной торговлей, два последних года оставалась драйвером, поддерживающим слабеющий рост ВВП, в то время как промышленность и строительство работали в стагнационном режиме. Однако в текущем году и в этом секторе экономики все более отчетливо проявляются признаки торможения деловой активности. Об этом свидетельствуют негативные оценки ключевых операционных показателей деятельности организаций, полученные от предпринимателей в III квартале 2014 года. Благоприятный деловой климат сохранился практически только в тех сегментах, где портфель заказов в дополнительной степени поддерживается сезонным аспектом. Похоже, что отрасль, как и экономика в целом, встала в нисходящий тренд.

Потребительский спрос, фундамент и необходимое условие жизнеспособности сервисных организаций, исчерпал ресурсы роста. Снижение до минимума темпов роста реальных располагаемых денежных доходов населения и сужение кредитных возможностей на фоне ожидаемой повышенной инфляции делают нереальным оживление деловой активности в сфере услуг в ближайшей перспективе. Практически потребительский спрос утратил роль ключевого драйвера экономики и постепенно опускается в зону стагнации. Причем фактор снижения потребительской активности особенно негативно отражается не только на сфере услуг, но и на торговой деятельности.

Макроэкономическая и геополитическая обстановка лишь усугубляют создавшиеся проблемы. Следует иметь в виду, что результаты данного обследования не могли отразить в полной мере реакцию предпринимателей на уже введенные санкции со стороны западных стран и США, так же как и их реакцию на ответные российские меры. Конечно, отраслевые санкции, введенные западными странами, не могут напрямую негативно повлиять на деятельность сферы услуг в той же мере, как и на реальный сектор экономики. Беспрецедентное со времен создания новой России ухудшение состояния туристического бизнеса во многом связано с реакцией на геополитический кризис в виде запрета определенной категории людей проводить свой отпуск за рубежом.

Косвенным ухудшением деятельности сферы услуг может стать разгон инфляции в результате санкций и контрсанкций, повышенная турбулентность на валютном рынке, ухудшение доступа к кредитным ресурсам из-за ослабления позиций банковской системы в результате санкций, а также ожидаемая смена тренда в модели поведения домашних хозяйств от потребления к сбережению.

За рамками текущего опроса осталось влияние сентябрьского пакета санкций — их совокупный негативный эффект, возможно, скажется в полной мере на итогах следующего обследования. Скорее всего, эти результаты будут совсем нерадостными, ведь конец года в любом случае — самый депрессивный период для организаций сферы услуг.

Мария Денисова, для OPEC.ru