Лучшие в России детские сады — в Северной столице
В десятом номере «Вопросов статистики» за 2014 год вышла статья Натальи Ковалевой, Веры Кузнецовой и Елены Нечаевой с анализом различных аспектов функционирования системы дошкольного образования во всех субъектах РФ на основе комплекса рейтинговых оценок. Санкт-Петербург по показателям развития этой сферы образования обходит Москву.
Статья:
Ковалева Н., Кузнецова В., Нечаева Е. (2014) Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок // Вопросы статистики. №10. С. 9—26.
В 2013 г. в России стартовала программа по модернизации региональных систем дошкольного образования (постановления Правительства РФ от 03.06.2013 № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»; от 14.01.2014 № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году»).Цели и масштаб этих и других мероприятий предполагают постоянный мониторинг развития и отслеживание динамики изменений в этой сфере образования с опорой на надежный статистический инструментарий.
НИУ ВШЭ под эгидой Минобрнауки России начиная с 2002 г. реализует Мониторинг экономики образования (МЭО), который позиционируется как система сбора, обработки, накопления, анализа и презентации информации об экономическом поведении участников рынка образовательных услуг. По результатам МЭО опубликовано более 20 работ с анализом ситуации в сфере дошкольного образования. В статье исследователей ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок» представлены результаты сравнительного анализа различных аспектов функционирования системы дошкольного образования в 83 субъектах РФ на основе комплекса рейтинговых оценок за 2010 и 2012 годы.
Система рейтинговых оценок
Рейтинговые оценки предназначены для анализа хода реализации государственной политики в области образования на региональном и федеральном уровнях, выявлении сильных и слабых сторон региональных систем образования, внутренних ресурсов (финансовых, материальных, кадровых и др.), зон приоритетного внимания. На этой основе уточняются приоритеты региональной образовательной политики федерального центра и деятельности субъектов РФ в этой сфере.
Предлагаемая авторами система оценки состояния дошкольного образования в регионах разработана с учетом установок, изложенных в «Принципах рейтингования в образовании в Российской Федерации…»). Она охватывает 12 статистических показателей, сгруппированных в три тематических блока (субрейтинга):
- доступность дошкольного образования;
- условия пребывания детей в дошкольных образовательных организациях;
- педагогический персонал.
Доступность дошкольного образования оценивается на основании следующих показателей:
- охват детей дошкольными образовательными организациями;
- численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации, в расчете на 1000 детей в возрасте 1—6 лет (показатель характеризует неудовлетворенный спрос на услуги дошкольного образования);
- обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных организациях (количество мест на 1000 детей)(показатель позволяет оценить уровень развития соответствующей инфраструктуры в регионе);
- соотношение годовой номинальной начисленной заработной платы в экономике региона и величины родительской платы за дошкольные образовательные организации в среднем за год (показатель характеризует степень финансовой доступности дошкольного образования для жителей региона).
Для оценки условий пребывания детей в дошкольных образовательных организациях были выбраны показатели:
- удельный вес дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, в общем их числе (показатель используется для характеристики технического состояния зданий дошкольных образовательных организаций);
- удельный вес дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, в общем их числе (показатель также описывает техническое состояние зданий дошкольных образовательных организаций);
- удельный вес дошкольных образовательных организаций, имеющих все виды благоустройства, в общем их числе (показатель характеризует степень комфортности содержания детей в зданиях, где располагаются дошкольные образовательные организации);
- пропущено дней по болезни одним ребенком в дошкольной образовательной организации в год (показатель характеризует состояние здоровья детей, посещающих дошкольные образовательные организации, что отчасти отражает условия пребывания детей в дошкольной образовательной организации).
Показатели тематического блока «Педагогический персонал дошкольных образовательных организаций» характеризуют второго основного участника образовательного процесса — педагогический персонал — работников, основной функцией которых является воспитательная и образовательная работа с детьми. В состав данного блока вошли показатели:
- удельный вес лиц, имеющих высшее педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций (показатель характеризует качественный состав педагогического персонала с точки зрения уровня образования);
- удельный вес лиц, имеющих стаж педагогической работы не менее пяти лет, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
- удельный вес лиц в возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций (показатель характеризует, если можно так сказать, перспективность персонала);
- среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в процентах к заработной плате в экономике региона (показатель демонстрирует сравнительный уровень финансового благополучия педагогических работников дошкольных образовательных организаций).
Основой для расчета показателей были данные федерального статистического наблюдения по формам №85-К «Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации» и №78-РИК «Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации»; результаты ежегодных федеральных статистических наблюдений за потребительскими ценами, а также социально-экономические показатели развития территорий, опубликованные на сайте Росстата.
Для формирования сводного рейтинга и его тематических составляющих была использована широко распространенная в отечественной и зарубежной практике модель линейной свертки нормированных значений показателей.
Сводный рейтинг состояния региональных систем дошкольного образования (топ-10)*
Регион |
2012 |
Изменения рейтинговой оценки: |
2010 | ||||||||
Ранг |
Рейтинговая оценка |
Ранг |
Рейтинговая оценка | ||||||||
г. Санкт-Петербург |
1 |
0,723 |
▲0,009 |
1 |
0,714 | ||||||
г. Москва |
2 |
0,711 |
▲0,076 |
11 |
0,635 | ||||||
Тюменская область |
3 |
0,711 |
▲0,067 |
7 |
0,644 | ||||||
Владимирская область |
4 |
0,690 |
▲0,053 |
10 |
0,638 | ||||||
Новгородская область |
5 |
0,683 |
▲0,022 |
3 |
0,660 | ||||||
Мурманская область |
6 |
0,666 |
▲0,019 |
5 |
0,648 | ||||||
Брянская область |
7 |
0,665 |
▲0,059 |
20 |
0,606 | ||||||
Республика Татарстан |
8 |
0,663 |
▲0,023 |
9 |
0,640 | ||||||
Чувашская Республика |
9 |
0,663 |
▲0,019 |
6 |
0,644 | ||||||
Липецкая область |
10 |
0,658 |
▲0,035 |
13 |
0,624 | ||||||
Российская Федерация |
|
0,592 |
▲0,037 |
|
0,555 |
*полный рейтинг представлен в статье «Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок»
Лидером рейтинга как в 2012 г., так и в 2010 г. являлся г. Санкт-Петербург. При этом следует отметить, что его рейтинговая оценка, хотя и незначительно, но выросла (+0,009), что в целом свидетельствует о позитивных изменениях, происходящих в регионе. Второе и третье места в рейтинге 2012 г. с близкими оценками занимали г. Москва и Тюменская область, которым удалось значительно улучшить свои позиции. На девять мест поднялась в рейтинге Москва (с 11-го на 2-е) и на четыре места (с 7-го на 3-е) — Тюменская область. Значительный рост в рейтинге показала Республика Башкортостан (с 59-го на 25-е место). Кроме нее, следует отметить также Брянскую, Курскую, Псковскую, Сахалинскую области, Приморский и Ставропольский края, которым удалось продвинуться вверх более чем на 10 мест.
В статье представлены детальные данные по всем субъектам РФ (по состоянию на 2010 и 2012 гг.) в разрезе трех субрейтингов.