• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Лучшие в России детские сады — в Северной столице

В десятом номере «Вопросов статистики» за 2014 год вышла статья Натальи Ковалевой, Веры Кузнецовой и Елены Нечаевой с анализом различных аспектов функционирования системы дошкольного образования во всех субъектах РФ на основе комплекса рейтинговых оценок. Санкт-Петербург по показателям развития этой сферы образования обходит Москву.

Статья:

Ковалева Н., Кузнецова В., Нечаева Е. (2014) Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок // Вопросы статистики. №10. С. 9—26.

В 2013 г. в России стартовала программа по модернизации региональных систем дошкольного образования (постановления Правительства РФ от 03.06.2013 № 459 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2013 году»; от 14.01.2014 № 22 «О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году»).Цели и масштаб этих и других мероприятий предполагают постоянный мониторинг развития и отслеживание динамики изменений в этой сфере образования с опорой на надежный статистический инструментарий.

НИУ ВШЭ под эгидой Минобрнауки России начиная с 2002 г. реализует Мониторинг экономики образования (МЭО), который позиционируется как система сбора, обработки, накопления, анализа и презентации информации об экономическом поведении участников рынка образовательных услуг. По результатам МЭО опубликовано более 20 работ с анализом ситуации в сфере дошкольного образования. В статье исследователей ИСИЭЗ НИУ ВШЭ «Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок» представлены результаты сравнительного анализа различных аспектов функционирования системы дошкольного образования в 83 субъектах РФ на основе комплекса рейтинговых оценок за 2010 и 2012 годы.

Система рейтинговых оценок

Рейтинговые оценки предназначены для анализа хода реализации государственной политики в области образования на региональном и федеральном уровнях, выявлении сильных и слабых сторон региональных систем образования, внутренних ресурсов (финансовых, материальных, кадровых и др.), зон приоритетного внимания. На этой основе уточняются приоритеты региональной образовательной политики федерального центра и деятельности субъектов РФ в этой сфере.

Предлагаемая авторами система оценки состояния дошкольного образования в регионах разработана с учетом установок, изложенных в «Принципах рейтингования в образовании в Российской Федерации…»). Она охватывает 12 статистических показателей, сгруппированных в три тематических блока (субрейтинга):

  1. доступность дошкольного образования;
  2. условия пребывания детей в дошкольных образовательных организациях;
  3. педагогический персонал.

Доступность дошкольного образования оценивается на основании следующих показателей:

  • охват детей дошкольными образовательными организациями;
  • численность детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные орга­низации, в расчете на 1000 детей в возрасте 1—6 лет (показатель характеризует неудовлетворен­ный спрос на услуги дошкольного образования);
  • обеспеченность детей дошкольного возраста местами в дошкольных образовательных органи­зациях (количество мест на 1000 детей)(показатель позволяет оценить уровень развития соответствующей ин­фраструктуры в регионе);
  • соотношение годовой номинальной начисленной заработной платы в экономике региона и величины родительской платы за дошкольные образова­тельные организации в среднем за год (показатель характеризует степень финансовой доступности дошкольного образования для жителей региона).

Для оценки условий пребывания детей в до­школьных образовательных организациях были выбраны показатели:

  • удельный вес дошкольных образовательных организаций, находящихся в аварийном состоянии, в общем их числе (показатель используется для характеристики технического состояния зданий дошкольных образовательных организаций);
  • удельный вес дошкольных образовательных организаций, требующих капитального ремонта, в общем их числе (показатель также описывает техническое состояние зданий дошкольных образовательных организаций);
  • удельный вес дошкольных образовательных организаций, имеющих все виды благоустройства, в общем их числе (показатель характеризует степень комфортности содержания детей в зданиях, где располагаются дошкольные образовательные организации);
  • пропущено дней по болезни одним ребенком в дошкольной образовательной организации в год (показатель характеризует состояние здоровья детей, посещающих дошколь­ные образовательные организации, что отчасти отражает условия пребывания детей в дошколь­ной образовательной организации).

Показатели тематического блока «Педагогический персонал дошкольных образовательных организаций» характеризуют второго основного участника образовательного процесса — педагогический персонал — работников, основной функцией которых является воспитательная и образовательная работа с детьми. В состав данного блока вошли показатели:

  • удельный вес лиц, имеющих высшее педагогическое образование, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций (показатель характеризует качественный состав педагогического персонала с точки зрения уровня образования);
  • удельный вес лиц, имеющих стаж педагогической работы не менее пяти лет, в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций;
  • удельный вес лиц в возрасте до 30 лет в общей численности педагогических работников дошкольных образовательных организаций (показатель характеризует, если можно так сказать, перспективность персонала);
  • среднемесячная номинальная начисленная заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных организаций в процентах к заработной плате в экономике региона (показатель демонстрирует сравнительный уровень финансового благополучия педагогических работников дошкольных образовательных организаций).

Основой для расчета показателей были данные федерального статистического наблюдения по формам №85-К «Сведения о деятельности дошкольной образовательной организации» и №78-РИК «Сведения о численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные образовательные организации»; результаты ежегодных федеральных статистических наблюдений за потребительскими ценами, а также социально-экономические показатели развития территорий, опубликованные на сайте Росстата.

Для формирования сводного рейтинга и его тематических составляющих была использована широко распространенная в отечественной и зарубежной практике модель линейной свертки нормированных значений показателей.


Сводный рейтинг состояния региональных систем дошкольного образования (топ-10)*

  

Регион

2012

Изме­нения рейтин­говой оценки:
2010—2012

2010

  

Ранг

 

Рейтин­говая оценка

 

Ранг

 

Рейтин­говая оценка

  

г. Санкт-Петербург

 

1

 

0,723

 

▲0,009

1

 

0,714

  

г. Москва

 

2

 

0,711

 

▲0,076

11

 

0,635

  

Тюменская область

 

3

 

0,711

 

▲0,067

7

 

0,644

  

Владимирская область

 

4

 

0,690

 

▲0,053

10

 

0,638

  

Новгородская область

 

5

 

0,683

 

▲0,022

3

 

0,660

  

Мурманская область

 

6

 

0,666

 

▲0,019

5

 

0,648

  

Брянская область

 

7

 

0,665

 

▲0,059

20

 

0,606

  

Республика Татарстан

 

8

 

0,663

 

▲0,023

9

 

0,640

  

Чувашская Республика

 

9

 

0,663

 

▲0,019

6

 

0,644

  

Липецкая область

 

10

 

0,658

 

▲0,035

13

 

0,624

  

Российская Федерация

 

 

 

0,592

 

▲0,037

 

 

0,555

*полный рейтинг представлен в статье «Межрегиональные сопоставления в дошкольном образовании: система рейтинговых оценок»


Лидером рейтинга как в 2012 г., так и в 2010 г. являлся г. Санкт-Петербург. При этом следует отметить, что его рейтинговая оценка, хотя и незначительно, но выросла (+0,009), что в целом свидетельствует о позитивных изменениях, происходящих в регионе. Второе и третье места в рейтинге 2012 г. с близкими оценками занимали г. Москва и Тюменская область, которым удалось значительно улучшить свои позиции. На девять мест поднялась в рейтинге Москва (с 11-го на 2-е) и на четыре места (с 7-го на 3-е) — Тюменская область. Значительный рост в рейтинге показала Республика Башкортостан (с 59-го на 25-е место). Кроме нее, следует отметить также Брянскую, Курскую, Псковскую, Сахалинскую области, Приморский и Ставропольский края, которым удалось продвинуться вверх более чем на 10 мест.

В статье представлены детальные данные по всем субъектам РФ (по состоянию на 2010 и 2012 гг.) в разрезе трех субрейтингов.