Французские уроки для пилотных кластеров в России-2
После более 10-летней активной, доказавшей свою эффективность, кластерной политики французские кластеры лишь «вышли на взлет», однако бюджетная поддержка кластеров постепенно сокращается. За обострившейся дискуссией об объемах госфинансирования и самодостаточности кластеров наблюдал старший научный сотрудник ИСИЭЗ Василий Абашкин во время визита во Францию, в города Лион и Марсель, в рамках 2-го этапа образовательной программы France Clusters «Разработка и реализация программ кластеров: кластерный менеджмент и проекты развития кластеров».
Обзор итогов первого этапа.
Российскую делегацию встречал Жан-Франсуа Буассон, эксперт France Clusters, ключевой лектор первого этапа образовательной программы.
В ходе второго этапа образовательной программы состоялась встреча с директором France Clusters Ксавье Роем (Xavier Roy). Эта созданная 16 лет назад национальная сеть французских кластеров сегодня объединяет более 200 (из 250 активных) кластеров, в том числе 45 (из 71) полюсов конкурентоспособности (Pôles de compétitivité) — так во Франции называют самые крупные кластеры. Также участники российской делегации встретились с представителем правительства региона Рона-Альпы, менеджерами управляющих компаний и компаний — участников кластеров («Pôle des Technologies Médicales», «Medic@lps», «Pégase», «ViaMéca» и «Capenergies» и др.).
В состав российской делегации вошли представители Центра развития ядерного инновационного кластера города Димитровграда Ульяновской области, якорной компании кластера АО «ГНЦ НИИАР», центров кластерного развития Пензенской, Самарской, Томской областей, Российской кластерной обсерватории Высшей школы экономики и Ассоциации инновационных регионов России. Визит состоялся 19—23 января 2015 года.
Французский опыт подтверждает общемировую тенденцию снижения участия государства в финансировании деятельности управляющих компаний кластеров по мере развития кластерных инициатив. Так, на старте программы поддержки французских кластеров государство и регионы их базирования в совокупности софинансировали около 80% затрат, осуществленных управляющими компаниями. Сегодня выделяемые бюджетные средства покрывают примерно 50% подобных затрат. Свертывание финансовой поддержки затрагивает в первую очередь системообразующие элементы кластерной политики — деятельность управляющих компаний кластеров и поддержку реализуемых ими мероприятий.
Ставит ли под угрозу снижение госфинансирования программы поддержки кластеров перспективы кластерного взаимодействия? Приведет ли оно к реорганизации или даже распаду некоторых кластеров? Вообще, какие действия предпринимают в сложившихся условиях управляющие компании, чтобы доказать свою эффективность объекту управления?
Если вкратце, то французские кластеры, приспосабливаясь к новым тенденциям, прорабатывают возможности объединения и выбора единых управляющих компаний, переводят на платную основу услуги, ранее предоставлявшиеся участникам кластеров (и самому государству) за счет средств национального бюджета, расширяют пакеты доступных сервисов. Дальше — подробности о том, как менеджмент кластеров приоритезирует свои задачи, и о текущем механизме финансовой поддержки кластеров.
Пакеты услуг кластеров
Ассоциация France Clusters несколько лет назад провела обследование более ста малых и средних предприятий с целью выявить их основные мотивы к вхождению в кластеры, а также ожидания от внутрикластерного взаимодействия.
Наиболее важными для компаний оказались потенциальные преимущества, непосредственно не связанные с улучшением их бизнес-процессов, а именно: доступ к лучшим практикам, к информации о новых технологиях и деятельности других локализованных в регионе предприятий, а также установление новых контактов.
Приоритеты участников кластера определяют спектр задач кластерного менеджмента. Управляющие компании практически всех, даже относительно небольших, французских кластеров оказывают в регулярном, рутинном, режиме следующие услуги:
- поддерживают портал кластера и собирают данные о его участниках и реализуемых ими проектах, и выполняют функцию «точки входа» для СМИ, госучреждений и лиц, заинтересованных в получении информации о деятельности кластера;
- собирают, систематизируют и рассылают информацию, полезную компаниям (о профильных рынках, проектах конкурентов, новых исследованиях и т.п.);
- проводят экспертизу и мониторинг эффективности реализации совместных проектов участников кластера;
- организуют рабочие встречи участников кластера, работающих в смежных отраслях;
- проводят образовательные мероприятия по проблематике внутрикластерного взаимодействия и кластерного менеджмента;
- организуют регулярные выставочно-ярмарочные мероприятия по профилю деятельности кластера.
Вариативность набора дополнительных сервисов управляющей компании зависит от целевой аудитории. Управляющие компании небольших кластеров, обладая сопоставимо малыми средствами для ведения их деятельности, ориентируются на предоставление коллективных недорогих услуг в интересах стартапов и малых и средних компаний в ущерб более дорогим индивидуализированным услугам для отдельных крупных предприятий — участников кластера.
Формируя пакет сервисов, управляющая компания старается учесть интересы разных участников кластера. По уровню активности и вовлеченности во внутрикластерные процессы, кластерные менеджеры выделяют четыре типа организаций:
- ключевые участники (3-4 организации) — инициаторы и движители кластерной инициативы;
- энтузиасты — около 15 организаций, активно поддерживающих все проекты и мероприятия, реализуемые в рамках внутрикластерного взаимодействия;
- ведомые — активны по отдельным направлениям внутрикластерного взаимодействия, исходя из собственных приоритетов;
- пользователи или «спящие участники» — их доля может доходить до 40% организаций, входящих в состав кластера. Не играют активной роли в реализации внутрикластерных мероприятий и проектов, но платят членские взносы, полагая, что «лучше быть участником кластера, чем не быть им».
В зависимости от изменений вектора развития кластера (например, смены приоритета с поддержки исследований и разработок на рост компаний-участников), а также исходя из анализа соответствующих запросов, менеджмент кластера корректирует набор предоставляемых услуг. В одном кластере управляющая компания исключила из набора услуг организацию зарубежных деловых миссий, когда по итогам опроса участников кластера выяснилось, что осуществленные ранее деловые миссии показали низкую результативность.
Различия пакетов услуг управляющих компаний французских кластеров стимулируют практику вхождения отдельных организаций в состав разных кластеров. Так, одна компания вошла сразу в четыре кластера региона Прованс и, несмотря на увеличившиеся вчетверо членские взносы, извлекает выгоду от участия в реализуемых ими проектах и от использования сервисов их управляющих компаний (например, фокус одной — развитие бизнес-процессов и вывод продукции на внешние рынки, фокус другой — интенсификация НИОКР).
В крупных кластерах важной задачей кластерного менеджмента может быть поиск внешних проектов и внешних контрагентов с нужными для реализации внутрикластерных проектов компетенциями. Задачей «собирания проектов» может заниматься отдельный сотрудник — «федератор» (fédérateur). Также он может помогать малым и средним компаниям — участникам кластера в поиске необходимого для ведения их деятельности дорогостоящего оборудования, расчете эффективности его закупки или использования на условиях лизинга и т.д. Найм «федераторов» может осуществляться и в интересах отдельных компаний — участников кластера. В этом случае его зарплата нередко формируется на принципах софинансирования со стороны управляющей компании кластера и наиболее заинтересованных в его деятельности предприятий.
Среди других интересных, но не востребованных в массовом порядке, задач управляющих компаний кластеров французские коллеги назвали организацию неформальных собраний (например, в формате бизнес-клуба или тематического ужина) ключевых участников кластера с руководителями профильных крупных предприятий или финансовых организаций, не входящих в состав кластера, выпуск рекламных видеороликов — презентаций кластеров и развитие специализированных образовательных услуг. В частности, в одном кластере ежегодно проводится двухнедельная «летняя школа», позволяющая активизировать взаимодействие студентов местных образовательных учреждений, представителей профильного бизнеса и объектов инновационной инфраструктуры. Результирующим событием является презентация проектов студенческих стартапов, консультирование в процессе разработки которых оказывается со стороны бизнес-инкубаторов и других объектов инновационной инфраструктуры региона.
Кластерные менеджеры контактируют с организациями — участниками кластера на уровне их руководителей. В большинстве управляющих компаний французских кластеров работают 3-5 человек. В крупных, полюсах конкурентоспособности, — 10-15 менеджеров, а в управляющей компании самого крупного полюса конкурентоспособности, кластера «Systematic», трудятся порядка 30 человек. Ключевыми показателями эффективности работы управляющей компании кластера выступают количество вошедших в состав кластера организаций, число поддержанных ею проектов и количество предоставляемых сервисов.
Пакет поддержки
На текущий момент во Франции сформировалась сложная многоуровневая система стимулирования развития кластеров и самых крупных из них — полюсов конкурентоспособности. Она включает меры финансового и нефинансового стимулирования со стороны как государства, в частности специализированных государственных фондов (Национального исследовательского агентства (ANR), Единого межведомственного фонда (FUI), Агентство по финансированию и сопровождению малых и средних предприятий (OSEO) и др.); так и территориальных структур (региональных фондов и др.) и частного сектора (венчурных фондов и бизнес-ангелов и др.).
Так, только государство и специализированные государственные фонды выделили с 2006 по 2011 годы на цели поддержки полюсов конкурентоспособности 3 млрд евро.
Между тем, эта комбинированная система поддержки кластеров затрудняет оценивание их совокупного объема финансирования, наряду с другими факторами, как то: распределенный характер ряда кластеров, участники которых локализованы в нескольких регионах страны (вплоть до 7); разный учет влияния неоднородных инструментов прямой и косвенной поддержки, оказываемой, в том числе на региональном уровне (налоговые льготы, инфраструктурная поддержка и др.); значительная динамика состава участников кластеров; вхождение отдельных участников кластеров в разные кластеры или проекты других кластеров.
Представитель полюса конкурентоспособности «ViaMéca» привел такие цифры: за девять лет было утверждено около 530 внутрикластерных проектов, на финансирование более 280 из них государство выделило более 970 млн евро (70% — из средств национального бюджета).
Важный элемент выстроенной во Франции системы поддержки полюсов конкурентоспособности — софинансирование деятельности управляющих компаний из национального бюджета. Суммарно на эти цели выделяется около 16,5 млн евро в год. Получают их управляющие компании кластеров в разном объеме. Так, лидирует по этой статье полюс конкурентоспособности «Systematic», ежегодно получающий около 800 тыс. евро. Для сравнения — кластеру «Mont-Blanc industries» выделяются 120 тыс. евро.
Кроме этих средств, деятельность управляющей компании любого кластера во Франции финансируется из ежегодных взносов участников, которые составляют, к примеру, 150 евро (для стартапа), 600 евро (для малого предприятия) и 3000 евро (для крупного предприятия).
Корректировка финансирования
Правительство Франции провозгласило политику поддержки кластеров в 1998 году. Наиболее значимыми программами национального уровня стали программа поддержки полюсов конкурентоспособности (Pôles de compétitivité) и программа поддержки меньших по размеру кластеров, «групп предприятий» (Grappes d’entreprises).
Цель программы поддержки «групп предприятий», в которой участвовали126 кластеров, — повышение квалификации менеджмента, организация работ по новым проектам и усиление в уже сформированных кластерах внутренних связей, производственных и бизнес-процессов. При запуске программы в 2010 году правительство ограничило период ее действия тремя годами. Соответственно, завершение поддержки в 2014 году не вызвало обеспокоенности среди ее получателей и, что самое главное, не поставило под удар собственно кластерный формат взаимодействия и связи внутри «групп предприятий», так как они изначально воспринимали данную программу лишь в качестве временного инструмента катализации внутрикластерных процессов.
Программа поддержки полюсов конкурентоспособности стартовала в 2005 году и была ориентирована в первую очередь на стимулирование инновационной деятельности, совместных исследований и разработок. Адресатами поддержки стал 71 победитель конкурсного отбора полюсов конкурентоспособности. Многие из этих крупных кластеров были сформированы в преддверии начала конкурса.
По итогам двух из трех фаз (1-я и 2-я закончились в 2008 и 2011 годах) действия программы было проведено обследование получателей поддержки, и скорректирован комплекс мероприятий, направленных на стимулирование развития полюсов конкурентоспособности. С завершением 3-ей фазы в 2014-2015 годах заметно обострился вопрос о госфинансировании управляющих компаний полюсов конкурентоспособности. Так, на протяжении IV квартала прошлого года правительственные структуры и кластерное сообщество вели спор о перспективах продления программы и несокращении средств, в том числе на поддержку сервисов управляющих компаний кластеров. По итогам экспертных обсуждений правительство продолжило в 2015 году финансирование управляющих компаний в объеме 14 млн евро, снизив его только на 15%. Однако власти заявили, что в дальнейшем ответственность за ресурсное обеспечение развития кластеров будет все больше перекладываться на регионы их базирования и (в первую очередь) на самих участников.
Большинство кластерных менеджеров такой вектор поддерживают. Их опыт подтверждает то, что на первых этапах формирования кластерной инициативы (до 3 лет) ее участники из-за возможных противоречий могут отказываться от совместной реализации внутрикластерных проектов, и в это время издержки управляющих компаний в большей степени (и даже полностью) должны брать на себя государственные структуры. Со временем, в процессе осознания со стороны участников кластера преимуществ совместного финансирования кластерных проектов, а также необходимости выделения средств на деятельность управляющих компаний, государственная поддержка кластеров может (и должна) снижаться.
Ключевыми барьерами подобных изменений выступают, с одной стороны, желание органов власти сохранить определенный контроль (и свободный доступ к ряду сервисов) над кластерами и их управляющими компаниями, а с другой стороны — сложности изменения складывавшихся на протяжении последних десяти лет практик взаимодействия с участниками кластеров на «бесплатной» основе по значительному набору мероприятий.
«Соломки подстелить»
Сегодня французское кластерное сообщество и органы власти признают наличие базовых ошибок, допущенных еще на этапе разработки дизайна и запуска программы развития полюсов конкурентоспособности. Среди них ключевые:
- выделение слишком большого числа объектов поддержки,
- отсутствие четкой системы мониторинга проектной деятельности и общего уровня развития кластеров,
- неопределенность «правил игры» на перспективу.
Основными задачами текущего этапа кластерной политики во Франции выступают подтверждение эффективности созданных кластеров и запуск процесса объединения или сокращения неэффективных кластеров, не причиняющего при этом вреда успешным инициативам.
В то же время вопрос о целесообразности реализации кластерной политики на повестке дня не стоит. Польза кластерного формата взаимодействия бизнес- и научного сообщества не вызывает сомнений. Основные опасения, спровоцированные снижением финансирования программы поддержки полюсов конкурентоспособности со стороны государства, связываются, прежде всего, с перспективами развития управляющих компаний кластеров и мероприятий, реализация которых лежит в сфере их ответственности. Внедряясь в уже устоявшиеся системы внутрикластерных взаимодействий, государство превращается в источник нестабильности, который может оказать губительное влияние на сформированные между участниками кластеров связи, весьма чувствительные к изменениям внешних условий.
Василий Абашкин