• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развивать дошкольное образование лучше в партнерстве с родителями

Дошкольное образование (ДО) — наиболее активно развивающийся сектор национальной системы образования. В обществе и экспертной среде идут бурные дискуссии о целях и инструментах его развития, подходах к формированию в самом раннем возрасте норм и ценностей. Для обсуждения эффективности мер образовательной политики Национальный фонд подготовки кадров провел 18 июня 2015 г. вебинар. На нем с докладом выступили эксперты Высшей школы экономики — директор Института развития образования Ирина Абанкина и заместитель директора Центра статистики и мониторинга образования ИСИЭЗ Николай Шугаль.

Тему вебинара организаторы определили так: «Экспертное обсуждение результатов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 годы (ФЦПРО) в 2015 г.: Влияние проектов ФЦПРО на модернизацию дошкольного образования». Участникам предложили обсудить, в частности, внедрение современной системы оценки и повышения качества дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), включая развитие профессиональных сообществ воспитателей, финансовое обеспечение мер государственной политики в сфере дошкольного образования, внедрение массовых средств обучения работников организаций и др.

Программа вебинара вызвала огромный интерес со стороны профессионального сообщества. К обсуждению подключились более 300 представителей из разных регионов России. Среди них были специалисты окружных управлений образования, отвечающие за направления деятельности, связанные с модернизацией системы дошкольного образования, специалисты организаций, обеспечивающих повышение квалификации педагогических работников в области дошкольного образования, руководители и сотрудники дошкольных образовательных организаций.

Эксперты Высшей школы экономики представили участникам вебинара актуальные результаты нескольких исследований Вышки, затрагивающих сегмент дошкольного образования. См. их совместную презентацию: Презентация И. Абанкиной и Н. Шугаля (PDF, 2.42 Мб)

Николай Шугаль о Мониторинге экономики образования (МЭО)

Николай Шугаль рассказал об истории и структуре этого уникального проекта, который Высшая школа экономики регулярно осуществляет с 2002 года под эгидой Минобрнауки России. Мониторинг направлен на изучение процессов, которые происходят практически на всех уровнях системы образования — от общего, включая дошкольное, до профессионального. Периодически исследуется дополнительное образование детей и взрослых, дополнительное профессиональное образование. Институциональный охват МЭО обеспечивает, таким образом, информационную поддержку концепции непрерывного образования, а также регулирования комплекса процессов в образовательной сфере. Проект строится как многоуровневая система сбора, анализа, обобщения, представления данных по экономике образования, обеспечивающая формирование принципиально новой информационной базы для осмысления процессов, происходящих в сфере образования. Основу МЭО составляют социологические обследования в образовательных организациях — обучающихся (или их родителей), преподавателей, руководителей; домохозяйств и предприятий-работодателей. Эти обследования Вышка реализует совместно с Левада-Центром и Фондом «Общественное мнение». На основании полученных данных проводятся аналитические исследования по конкретным направлениям: поведение, стратегии и мотивации участников рынков образовательных услуг, экономические процессы в сфере образования, состояние и развитие материально-технической и информационной базы, кадрового потенциала образовательных организаций, взаимосвязи между профессиональным образованием и рынком труда, оценка финансовых потоков и потоков обучающихся в сфере образования.

Эксперт ознакомил слушателей с результатами МЭО применительно к дошкольному образованию. На основе результатов социологических обследований и данных статистики образования анализировались такие показатели, как удовлетворенность родителей обучающихся качеством образования их детей, критерии качественного образования в образовательных организациях (включая дошкольные), финансовые потоки в дошкольном образовании, структура потоков обучающихся в системе образования России.

В настоящее время все еще ощущается дефицит в сфере дошкольного образования — примерно 20% от численности детей в возрасте 0—7 лет стоят в очереди в образовательные организации, реализующие программы дошкольного образования (Рис. 1).



Рис. 1. Инфографика, иллюстрирующая, сколько детей посещают детские сады и ясли.

Однако налицо положительная тенденция — расчеты потоков обучающихся в системе образования (см. слайд 13 презентации) показывают, что удельный вес посещавших детские сады в общей численности зачисленных в начальную и основную школу увеличился с 60% в 2001 году до 79% в 2013 году. Растет и оценка родителями воспитанников качества услуг дошкольного образования (Рис. 2). Его наиболее значимыми критериями родители называют: хорошую подготовку выпускников для продолжения обучения (60%), отзывы обучающихся или их родителей (46%), высокую квалификацию преподавателей (42%).


Рис. 2. Удовлетворенность родителей обучающихся качеством образования их детей (слайд 10 из презентации Ирины Абанкиной и Николая Шугаля)

Ирина Абанкина о мотивации педагогических работников и партнерстве с родителями

В своей части доклада директор Института развития образования НИУ ВШЭ осветила широкий круг вопросов. В частности, она проиллюстрировала проблему мотивации педагогических работников в дошкольном образовании данными соцопросов. На протяжении нескольких лет этой теме уделялось очень мало внимания, хотя при введении новых подходов и механизмов кадровой политики, отвечающих вызовам времени, именно мотивация сотрудников играет ключевую роль, измеряемую в том числе через экономические эффекты. Влияние на мотивационную структуру педагогических коллективов крайне сложно: результаты могут носить отложенный характер, методы административного давления тут неприменимы, требуется деликатное косвенное воздействие и стимулирование.

Как показали результаты социологических опросов, проведенных в рамках МЭО в 2007 г., дошкольные педагоги получали низкую заработную плату — не более 50% от средней заработной платы по региону в большинстве субъектов РФ, серьезной поддержки их развития на федеральном уровне не осуществлялось, отмечался процесс старения кадров из-за отсутствия притока молодежи в отрасль. По сравнению с педагогами общего образования, активно включенными с 2006 г. в системные реформы, воспитатели детских садов серьезных сигналов, которые бы повлияли на их мотивацию и заинтересованность работать в этом сегменте, не получали. В период с 2007 по 2011 гг. лишь 60% педагогов дошкольного образования хотели остаться работать в своих учреждениях, а 40% были настроены сменить место работы. Только 2% из них имели реальные альтернативы на момент опроса. Остальные собирались уходить, но пока не предпринимали никаких усилий, либо были уверены, что не смогут найти альтернативу, либо собирались на пенсию. При такой мотивации в педагогическом коллективе опереться на сотрудников в решении задач повышения качества дошкольного образования очень трудно, стимулов в условиях ограниченности ресурсов практически нет. Эта ситуация стагнации продолжалась до 2012 года.

Однако уже в 2013 году по результатам МЭО выявлена тенденция изменений в мотивациях. В 2013 году более 76% педагогов дошкольного образования хотят работать и не собираются уходить. Доля тех, кто подобрал альтернативное место работы, сократилась до 0,9%, то есть практически стала уникальным явлением. Вдвое сократилось число тех, кто собирается уходить, но не предпринимает никаких усилий. Более или менее стабильной осталась только доля тех, кто собирается уйти на пенсию. Это принципиально другая мотивационная структура в педагогических коллективах дошкольных образовательных организациях, чем была ранее. Практически за полтора года с середины 2012 года до конца 2013 года удалось достичь позитивных изменений. Педагоги «откликнулись» на сигналы по повышению заработной платы, созданию новых условий для работы, выдвижению новых задач в связи с ФГОС, приняли новые возможности профессионального развития. Проведение кадровой политики и переход на эффективный контракт в таких коллективах принципиально отличается от ситуации 2011 года. Подавляющее большинство в коллективе (76,4%) связывают свои ожидания и перспективы с работой в этой организации. На основе результатов МЭО можно сделать вывод, что педагогические коллективы уже среагировали на сигналы федеральной политики, серьезно изменив мотивацию педагогов и желание работать в этой сфере. Это ключевой позитивный эффект за очень короткое время. Изменились приоритеты в работе — на первый план вышла ее интересность.

Результаты проведения опроса руководителей дошкольных образовательных учреждений в рамках МЭО подтверждают, что влияние родителей на жизнь дошкольного образовательного учреждения усилилось, многие стали ориентироваться на интересы семей, система управления дошкольным образовательным учреждением стала более открытой. Это характеризует эффективность внедрения модели государственно-общественного управления дошкольными образовательными учреждениями. МЭО показал, что ведущей стратегией развития дошкольного образования сегодня можно признать стратегию партнерства дошкольных учреждений с родителями, грамотную организацию конструктивного диалога в интересах детей, их развития, сохранения и укрепления здоровья.

По результатам МЭО выявлено, что значительная доля родителей, чьи дети посещают частные детские сады, по сравнению с государственными детскими садами, выбирает ответы: «хорошие условия содержания детей», «высокая репутация, престиж», «хороший набор дополнительных занятий». Это подтверждает тот факт, что частные детские сады выбирают в зависимости от качества и репутации. Однако высокая стоимость в частных детских садах не создает пока реальной конкуренции, государственные (муниципальные) детские сады испытывают ее слабое воздействие, конкуренция не выступает стимулом для повышения качества, рыночные механизмы фактически не задействованы. Возможности выравнивания условий для детей, которые посещают частные и муниципальные (государственные) детские сады, с точки зрения расходов родителей, будут способствовать развитию конкуренции как важного механизма регулирования качества дошкольного образования. 

Подготовили Ирина Абанкина и Николай Шугаль