Динамика развития интернета в России: 2014
Интернет — один из самых динамичных сегментов экономики, поднимающий на новые уровни развития бизнес и коммуникации. Какими темпами он распространяется в нашей стране, какие возможности открывает и какие факторы на это влияют, изучают сотрудники Центра статистики и мониторинга информационного общества ИСИЭЗ. Приводим некоторые результаты их текущих исследований.
Количество абонентов и виды доступа
В 2014 году в России насчитывалось 25 млн абонентов фиксированного доступа (или 17 единиц на 100 человек), 106 млн пользователей мобильного доступа (72 на 100 человек). Применялись и редкие виды доступа: беспроводной наземный подвижный был у более 1 млн подписчиков, беспроводной наземный фиксированный — у 113 тысяч, спутниковый доступ — у 30 тысяч (см. инфографику).
Особенно стремительно развивается широкополосный доступ к интернету (ШПД), прежде всего — мобильный. К концу 2014 года число абонентов мобильного ШПД достигло 92,8 млн, превысив аналогичный показатель по фиксированному ШПД в 3,7 раза. Годовой прирост абонентов мобильного ШПД в 2014 году составил 8%, фиксированного — 5%.
Среди сегментов фиксированного ШПД высокими темпами распространяются оптические технологии FТTH/FTTB (FTTx): в 2014 году число их абонентов увеличилось на 14%, составив 16 млн (65% общего числа абонентов фиксированного ШПД).
Скорость передачи данных
Из общего числа абонентов фиксированного ШПД 57% используют сеть на скорости, превышающей 10 Мбит/сек. За 2014 год этот показатель вырос в 1,4 раза.
Россия и другие страны
В межстрановых сравнениях развития ШПД более благоприятное для России положение обеспечивает мобильный доступ. По числу абонентов беспроводного ШПД на 100 человек населения (60 ед. в 2013 г.) Россия опережает Канаду (58), Францию (56), Чешскую Республику (54). При этом сохраняется значительное (в 2 раза) отставание от стран-лидеров — Финляндии (124) и Японии (121). По показателю распространения фиксированного ШПД разрыв с лидером (Швейцария) достигает 2,6 раза.
Новые рынки
В своем развитии интернет адаптируется к потребностям пользователей, упрощает оказание услуг других телекоммуникационных сервисов. Так, его конвергенция с телевидением привела к формированию нового рынка — услуг цифрового телевидения по протоколу интернета (IPTV). В 2014 году количество абонентов IPTV составило 4,5 млн (их число только за последний год выросло почти в 2 раза). В сравнении с аудиторией кабельного телевидения (22 млн человек) эта цифра пока не кажется большой, однако спрос на услуги цифрового телевидения стремительно растет.
Приведенная информация подготовлена на основе данных Минкомсвязи России и Международного союза электросвязи (МСЭ). Эти и другие аспекты развития информационного общества и цифровой экономики будут полнее отражены в публикациях ИСИЭЗ: статистических сборниках «Наука. Инновации. Информационное общество» (2015), «Индикаторы информационного общества: 2016» и других информационно-аналитических материалах.
Подготовили Гульнара Абдрахманова, Галина Ковалева