• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2016 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг России в первом квартале 2016 года.


Эксперты констатировали продолжение рецессии на российском рынке услуг в первом квартале 2016 года. Предприниматели преимущественно негативно оценили уровень и динамику основных показателей деятельности своих организаций. Балансы оценок изменения спроса на услуги, числа заключенных договоров, численности занятых, полученной прибыли и экономического положения организаций сохранили минимальные значения за четыре года проведения обследований.

К числу позитивных результатов обследования можно отнести замедление темпов роста цен на услуги до практически полной остановки. Пик инфляции в этом секторе экономики пришелся на начало 2015 года, затем число предпринимателей, констатировавших удорожание услуг, постепенно снижалось. В I квартале 2016 года баланс оценок изменения показателя впервые за четыре года наблюдений достиг нулевого значения (80% участников указали на стабильность расценок и по 10% отметили их рост и снижение). 

Снижение основного результирующего композитного индикатора — сезонно скорректированного индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) — приостановилось. Индикатор, повторив значение предыдущего квартала, остался на рекордно низкой отметке (-9%). Отрицательная величина ИПУ и, соответственно, неблагоприятный деловой климат в сфере услуг сохраняются уже на протяжении семи кварталов.

Отрицательные значения ИПУ сложились в 11 из 14 наблюдаемых видах услуг. Относительную степень уверенности сохранили только руководители страховых компаний, ломбардов и санаторно-курортных организаций. В этих сегментах ИПУ характеризовался положительными, хотя и весьма невысокими, значениями (+2, +3 и +1% соответственно).

Обращает на себя внимание заметное сглаживание пиковых — как максимальных, так и минимальных — значений ИПУ конца предыдущего года в отдельных видах услуг. В частности, существенно снизился градус оптимизма «чемпионов» IV квартала 2015 года — руководителей ломбардов. Значение ИПУ в этом сегменте упало на 9 п. п. и, хотя оно продолжает оставаться наиболее высоким среди всех видов услуг, прежний впечатляющий разрыв уже нивелирован. И, наоборот, аутсайдеры 2015 года, представители туристических фирм, стали менее пессимистичны: ИПУ прибавил 9 п. п. и достиг среднего по всей сфере услуг значения (-9%).

Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.
Прогнозы предпринимателей на II квартал 2016 года достаточно нейтральны. Балансы оценок ожидаемого изменения спроса на услуги, числа заключенных договоров (обслуженных клиентов) и экономического положения организаций имеют небольшие положительные значения от +2 до +5%, при этом пятый квартал подряд прогнозируется небольшое снижение объема полученной прибыли. С учетом традиционного завышения предпринимательских ожиданий по сравнению с последующими оценками фактических результатов данные прогнозы свидетельствуют в пользу продолжения снижения деловой активности в сфере услуг в середине текущего года.

Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в I квартале 2016 года» (PDF, 1.46 Мб)