Эксперты сети NESLI актуализировали индикаторы в сфере образования и Навигационную систему по образованию ОЭСР
14—16 марта 2016 года в Лиссабоне (Португалия) состоялась 15 встреча сети экспертов Организации экономического сотрудничества и развития NESLI, которая занимается разработкой индикаторов в сфере образования. Участвовавшая во встрече Елена Сабельникова, заместитель директора Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР, рассказала об основных акцентах обсуждения.
Измерение запроса на высшее образование
В прошлом году эксперты группы NESLI выдвинули предложение изменить опросники по исследованию запроса учащихся на высшее образование В частности, было предложено с целью повышения гибкости условий и времени проведения исследования разделить его на два опросника: исследование национальных критериев и систем приема в вузы; исследование запроса студентов на получение первой степени высшего образования. На прошедшей встрече обсуждался окончательный вариант пилотной версии двух инструментов оценивания, график проведения и визуализация результатов исследования.
Индикатор «заработная плата профессорско-преподавательского состава (ППС)»
Разработка этого индикатора стала одним из направлений деятельности группы NESLI с 2012 по 2015 гг. Задачей экспертов, прежде всего, стала оценка самой возможности разработки этого индикатора и его функционирования, для чего было проведено пилотное исследование в ряде стран и основное исследование в 2015 году, результаты которого были представлены в публикации «Взгляд на образование 2015». В начале этого года после доработки инструментария исследования и сбора дополнительной информации по включению данных, а также их доступности в исследовании приняли участие уже 32 страны. На новом этапе измерялись следующие показатели:
- концепция структуры системы заработной платы;
- состав компенсаций ППС;
- оценка среднегодовых текущих заработных плат ППС;
- возможность стран предоставлять данные по заработным платам ППС с разбивкой по дополнительным категориям.
Также обсуждались вопросы объема размещаемых данных, графиков и таблиц в печатной и интерактивной версиях.
Навигационная система по образованию
Одним из интерактивных инструментов, разработанных ОЭСР для проведения международных сопоставлений и анализа образовательных политик и практик, является Навигационная система по образованию (Education GPS platform). Доступ к ней в режиме реального времени позволяет получить наисвежайшую информацию о том, какую работу проводят страны по развитию высококачественных и доступных образовательных систем. Система дает неограниченный доступ к данным ОЭСР по различным тематикам в области образования, начиная от навыков и заканчивая благополучием, которые постоянно обновляются и дополняются.
На встрече группы были представлены последние обновления системы. Например, появились новые графики и дополнительные данные для «анализа по странам»; добавились более 400 переменных, в том числе связанных с новой Международной стандартной классификацией образования (МСКО), зарплатами учителей и их образовательным и профессиональным развитием, учащимися, происходящими из среды мигрантов, информацией о студентах с низкой успеваемостью, гендерным неравенством в образовании и др.
В настоящий момент ведется работа по усовершенствованию представления стран по запросу пользователя. В новой версии системы предложено добавить несколько компонентов:
- описание страны: детальное описание ее образовательной системы, включая географические и демографические характеристики и систему управления государством;
- структура и вовлеченность: удельный вес основного/профессионального, государственного и частного секторов, основные образовательные маршруты учащихся, отсев и повтор, продолжительность программы обучения (если имеется гибкость в продолжительности обучения), экзамены и сертификаты, точки выхода на рынок труда;
- финансирование;
- и ряд других.
России важно активнее включиться в работу по предоставлению данных для Education GPS platform, поскольку они также используются при подготовке ежегодных обзоров ОЭСР: «Взгляд на образование» (Education at a glance), «Обзор образовательной политики» (Education Policy Outlook) и «Обзор навыков» (Skills Outlook). Кроме того, наличие российских показателей в международной системе позволяет вывести отечественное образование на иной уровень, повысить его прозрачность и конкурентоспособность на международном образовательном рынке.
Инсайды на полях
В проекте TALIS (Teaching and Learning International Survey – Международное исследование учительского корпуса по вопросам преподавания и обучения) появилась новая опция Video Study of Teaching Practices, первая встреча по которой состоится 2—4 мая в Вашингтоне, США.
В 2017 году предлагается оценить благополучие учащихся в проекте PISA.
28 июня будет выпущен отчет о втором цикле PIAAC.
Планируется пересмотр Handbook for Internationally Comparative Education Statistics 2004.