• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Умение управлять технологическими инновациями становится самым востребованным навыком

Портрет студента

«Люди, которых мы зачисляем на программу, не похожи друг на друга, — говорит академический руководитель программы Дирк Майснер. — Процедура приема открыта для каждого, и мы делаем акцент на то, чтобы наши студенты имели разный бэкграунд. Они приходят к нам из математики, физики, химии, социологии, истории, искусствознания, менеджмента, экономики и других областей. Мы хотим, чтобы они вовлекались в междисциплинарную работу — и это не пустые слова, мы действительно так делаем».

Коллега Майснера, преподаватель программы Оздчан Саритас считает, что привлекать студентов со столь разным бэкграундом им удается потому, что люди понимают — наука, технологии и инновации касаются каждого, этот тип знаний сегодня является самым большим активом. Разный стартовый уровень подготовки студентов иногда создает преподавателям трудности, но у всех есть возможность наверстать неизученное ранее и найти баланс. И еще — когда студенты работают в группах вместе с людьми, чей опыт отличается от их личного, это позволяет посмотреть на проблему с неожиданных сторон и сгенерировать больше идей.

Еще один преподаватель программы, Лилиана Проскурякова, подчеркивает: «В ближайшие годы на рынке труда будут востребованы как специализированные знания в определенных областях, так и общие навыки, такие как умение эффективно искать и анализировать информацию, умение работать в мультикультурных междисциплинарных командах и в условиях неопределенности, готовность к постоянным изменениям технологий и процессов. Эти навыки студенты получают на нашей программе».

Лекция Рае Квон Чунга в ИСИЭЗ НИУ ВШЭ перед церемонией вручения дипломов выпускникам программы «Управление в сфере науки, технологий и инноваций

О лекторе: Рае Квон Чунг – член Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», директор департамента по окружающей среде и развитию Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (Таиланд), советник генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата. Получил степень магистра по специальности «дипломатические отношения» в Джорджтаунском университете в Вашингтоне (США). Входил в состав Межправительственной группы экспертов по изменению климата, удостоенной в 2007 году Нобелевской премии мира.

Дирк Майснер признается, что для него было в некоторой степени неожиданным получить на программу около шестидесяти заявлений из-за рубежа — из Америки, Европы, Азии, несколько из Африки. «Думаю, одна из причин в том, что у нас очень сильные соглашения по обмену с другими университетами и два соглашения о программе двойных дипломов — с Техническим университетом Берлина и Университетом Маастрихта, — говорит он.

Программа двойных дипломов предполагает, что один год студент проводит в университете-партнере, а на другой возвращается обратно. Международное сотрудничество подтвердило, что качество обучения в ИСИЭЗ соответствует международным стандартам, кроме того, удалось побороть клише, которые могли существовать у иностранцев относительно обучения в России.

«Наша программа привлекательна для российских и зарубежных студентов с нескольких точек зрения, — объясняет Оздчан Саритас. — Одна из сильных сторон состоит в том, что именно технологии и инновации становятся главными драйверами развития экономик многих стран, и Россия тут не исключение. Другим нашим преимуществом является наш преподавательский состав. К нам приезжают преподавать коллеги из Канады, США, Великобритании, стран Евросоюза. Это прекрасная возможность для российских студентов, которые не готовы ехать за границу, встретиться и сотрудничать с этими ведущими экспертами здесь, на нашей программе».

«Как обычно бывает? Прежде чем начать учебу, ты знакомишься со списком главной литературы по теме. Так вот, что касается науки, технологий и инноваций, то авторов основных статей и книг по этой тематике можно найти преподающими на нашей программе. Все наши преподаватели — это еще и исследователи, поэтому включение результатов новейших исследований в образовательный процесс привычное для нас дело», — говорит Майснер.

  • около 25%  студентов программы приехали из-за рубежа
  • около 40%  преподавателей — иностранцы или россияне с PhD степенью зарубежных университетов

Учебный процесс

Программа вечерняя — занятия на ней идут с шести до девяти вечера. Первый год обычно очень интенсивный, в это время у студентов большинство занятий — обязательные. На второй год у них появляется значительно больше курсов по выбору и времени для работы над магистерской диссертацией. Занятия по вечерам означают, что студенты обычно работают или вовлечены в какие-нибудь проекты. «Для нас это определенный вызов, ведь мы должны сделать занятия нескучными, это ни в коем случае не должен быть монолог преподавателя, — говорит Саритас. — Мы стараемся сделать занятия как можно более интерактивными. Приятно видеть, что их посещаемость обычно очень высока, это значит, мы действуем правильно».

Более того, занятия на программе — это процесс взаимного обучения студентов и преподавателей. Например, Саритас признается, что сам узнал гораздо больше о моногородах, потому что один из студентов был как раз из такого города, Кемерова. «Общаясь с ним, я лучше понял, как устроены эти специализированные города с очень специфической экономической и социальной системой», — говорит он.

О тесном взаимодействии со студентами говорит и Лилиана Проскурякова: «Несколько человек работали стажерами-исследователями в проектах НИУ ВШЭ, которые я веду, и, таким образом, применили полученные знания на практике. Сейчас студенты заканчивают работу в проектах и выйдут на глобальный рынок труда. Надеюсь, им пригодится полученный опыт работы и они смогут получить хорошие предложения. Мне будет не хватать их поддержки и помощи, ведь они уже успели влиться в коллектив ИСИЭЗ, познакомиться с экспертами и опубликовать первые научные работы».

Важная черта программы — англоязычность. «Нет нужды говорить, что профессиональное общение на английском уже стало неотъемлемым требованием к специалистам самых различных профилей, — рассказывает Проскурякова. — На нашей программе студенты учатся думать, анализировать и аргументированно излагать свои знания, сдавать экзамены и готовить научные работы на английском. Многие студенты владеют несколькими языками, что позволяет им анализировать более широкий спектр публикаций и документов».

На программе есть академический совет, который включает представителей Министерства образования и науки РФ, Министерства экономического развития РФ, крупных российских и международных компаний (например, Газпрома) и зарубежных университетов. Он следит главным образом научной структурой программы, какие курсы и темы она охватывает, проводит ежегодную оценку курсов. Этот инструмент позволяет быть уверенными, что программа отвечает международным стандартам.

Связь с реальностью

«Наши семинары принимают различные формы — групповой работы, проектной работы, решения проблемы, — рассказывает Дирк Майснер. — Студенты также пишут эссе. Не короткие эссе, а эссе страниц на пятнадцать и больше, которые они должны защищать примерно так, как им предстоит в итоге защищать магистерскую диссертацию. Если у вас есть тема, над которой вы хотели бы поработать в рамках своей диссертации, вы можете прийти сюда, поискать научного руководителя (возможностей для этого много), и если вы убедите одного из преподавателей стать руководителем вашего проекта, то, пожалуйста, работайте над тем, что вам самому интересно».

Студенты, вдохновленные программой и собственными интересами, основали Клуб инноваторов. Они организуют регулярные семинары, нацеленные на осознание реальных проблем и опыта в бизнесе, политике и смежных сферах. Они учатся на реальных кейсах извне и изучают собственные возможности и перспективы. И даже организуют свои дни карьеры.

«Студенты могут использовать многие вещи, о которых они узнали на программе, в своей повседневной работе, — рассказывает Оздчан Саритас. — Возьмем форсайт, то есть методологию планирования желаемого будущего: я слышал от студентов, что они знакомят с этой концепцией своих коллег по работе и имеют возможность применять некоторые инструменты и техники форсайта в своих компаниях».

Заключительное занятие в рамках каждого курса программы посвящено российским проблемам. Студенты учатся, как применять различные вещи именно в российских условиях. «Россия очень хочет перейти от сырьевой экономики к экономике, основанной на знаниях и инновациях, хочет оживить свой научный потенциал. То, чему мы учим и что обсуждаем на программе, прямо соотносится с продолжающимися дебатами о выходе из нынешнего кризиса», — говорит Саритас.

«Технологический прогресс сегодня набирает обороты. Изменения видны невооруженным глазом даже в повседневной жизни. Люди, которые умеют управлять этими быстрыми изменениями, будут все более востребованы в государственном управлении и коммерческих компаниях», — уверена Лилиана Проскурякова.

Озан Гюлер (Турция), выпускник программы

На всех курсах программы требовалось писать много эссе, и это было непросто для меня. Кроме того, обучение подразумевало постоянное участие в групповых проектах, и мне зачастую было сложно работать с разными людьми в группах. Тем не менее, я с удовольствием ходил на занятия и многому научился благодаря групповой работе.

Могу сказать, что моя цель — получить хорошую подготовку в области управления в сфере технологии и инноваций — была достигнута. Я уверен, что программа дала мне хороший старт для будущей карьеры, и очень постараюсь развить все полученные здесь навыки.

Я очень люблю Москву и за эти два года привык к жизни здесь. После окончания программы я на какое-то время собираюсь поехать обратно домой. Я хочу поработать и приобрести новый опыт, а потом планирую получить PhD. Но не сомневаюсь, что найду какой-нибудь способ приехать в Москву снова.

Павел Бахтин, выпускник программы

Мое предыдущее образование — бизнес-информатика. С 2013 года я начал работать в НИУ ВШЭ, где моей основной задачей была разработка системы мониторинга глобальных технологических трендов. Уже тогда я осознал, что проблемы, существующие в сфере науки, технологий и инноваций, являются для меня гораздо большим вызовом, чем ежедневные вопросы бизнеса, т.к. часто не имеют стандартного решения. Мне нравится находить нестандартные решения и использовать свои навыки разработчика и аналитика, практически реализовывать концептуальные идеи. Программа позволила мне погрузиться в проблемы науки, технологий и инноваций, чтобы посмотреть на них как со стороны исследователя, так и управленца и найти ответ на стороне информационных технологий.

Сейчас я продолжаю работать в Вышке, в Лаборатории исследований науки и технологий Международного Форсайт-центра ИСИЭЗ. Одной из моих основных задач является развитие методологии Форсайта с точки зрения мониторинга существующих в сфере науки, технологий и инноваций трендов, и непосредственная реализация идей в виде программных решений. Я занимаюсь количественным анализом научных публикаций, патентов, аналитических документов — из них мы извлекаем актуальную информацию для ее дальнейшего анализа и сопоставления. А также я работаю с крупными опросами экспертов (в том числе Дельфи), они позволяют получить качественную оценку развития различных областей науки и технологий, проверить различные гипотезы, сформированные на стадии анализа текстов.

Задачи, которые я решаю вместе с моими коллегами в повседневной деятельности, являются актуальными не только для сферы науки, технологий и инноваций в России, но и в целом для большинства стран. Непосредственная близость к решению актуальных задач науки и экономики делают мою работу очень интересной.

Все фотографии мероприятия

Новость на портале НИУ ВШЭ