Ученые идут на контакт с обществом
Как исследователи могут представлять широкой публике свои разработки? Должны ли отвечать за их результаты и последствия? Как обучать научному мышлению школьников и повышать уровень научной грамотности сограждан? Подобные вопросы стали поводом для встречи в Университете Барселоны трех Нобелевских лауреатов, более 500 ученых со всего мира, научных журналистов и редакторов академических журналов, представителей научных фондов и издательств. Впечатления о Первой конференции «Социальное влияние науки» описывает сотрудница Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ Алёна Нефёдова.
Конференция проходила с 24 по 29 июля 2016 года в старинном, основанном в 1450 году, Университете Барселоны (Испания). Одни его стены вдохновляли на размышления о судьбах науки. На новом этапе своего развития она, по всей видимости, будет все сильнее зависеть от умения ученых вести содержательный диалог с простыми гражданами.
Значение научных коммуникаций усиливается (в качестве справки)
В истории науки разделяют этапы Малой и Большой науки. В первый период (длился до конца XIX в.) научные исследования были уделом преимущественно энтузиастов, которые занимались ими скорее в порядке хобби. На рубеже XX века характер и устройство научной деятельности меняется: она становится сложно организованной дорогостоящей индустрией, создаются крупные научные институты, центры и лаборатории, оснащенные сложным оборудованием, появляются агентства и фонды, финансирующие разработки. Общество все отчетливей формулирует запрос на производство не только (и не столько) нового знания, сколько решений конкретных проблем. На передний план выходит преобразующая функция науки, исследовательская деятельность начинает быть профессией.
При передаче обществу технологических решений важным моментом становится их адаптация, поскольку результаты исследований люди могут воспринимать как положительно, так и негативно. Успешность принятия научных знаний начинает зависеть от доминирующих социальных и культурных установок. Отторжение определенных технологий нередко связывают с отсутствием у населения необходимого для понимания объёма научных знаний. В последнее время эту «дефицитную» модель пересматривают под весом других аргументов, подчеркивающих влияние тех барьеров, которые можно минимизировать посредством публичного диалога между обществом и учеными.
Архитектурные и программные акценты
Фото 1. Историческое здание Университета Барселоны (с сайта www.ub.edu)
Конференция проходила в знаковом здании Университете Барселоны, построенном в конце XIX века (фото 1). В его архитектурном облике запечатлено разделение наук на математические и гуманитарные (их представляют два квадрата, объединенные внутренним двориком).
Программа конференции также отражала практически весь спектр наук. Понедельник был посвящен естественно-научным, физике и математике; вторник — социальным и гуманитарным дисциплинам; среда — IT и инжинирингу; четверг — наукам о жизни; пятница, день закрытия, прошла под знаком медицинских наук и фармацевтики.
Начало каждого из тематических дней отводилось докладам о последних научных результатах в определенной дисциплине; в конце — проводились междисциплинарные дискуссии, на которых обсуждались доклады представителей разных наук. Также шли пленарные заседания с участием разных заинтересованных сторон: представителей университетов и исследовательских центров, фондов, финансирующих науку, издательств, научных журналов и научно-популярных медиа. При всем разнообразии областей наук и родов занятий участников на каждой секции конференции и в каждом заседании стержневым вопросом был: «Как наука влияет на жизнь общества?»
Коммуникации с нобелиатами
Особым пунктом в программе конференции стали выступления приглашенных Нобелевских лауреатов: Франсуа Эглера (Премия по физике, 2013 год), Ады Йонат (Премия по химии совместно с Венкатраманом Рамакришнаном и Томасом Стейцем, 2009 год) и Харальда цур Хаузена (Премия в области медицины, 2008 год).
Нобелиаты увлеченно рассказывали о своих исследованиях, заряжая участников энергией интеллектуального поиска и творчества. Каждый из маститых ученых достаточно простым языком и на доступных примерах пояснил суть своего открытия, отдельно отметив его значение для академического сообщества и общества в целом.
Фото 2. Нобелевский лауреат по химии 2009 года Ада Йонат и Алена Нефедова
Особенно запомнились вдохновляющий рассказ Ады Йонат о преодолении неудач, нередко сопровождающих научный процесс, и что источники ответов на поставленные вопросы бывают совершенно неожиданные. Ада, например, получила одну «подсказку», читая детскую книгу о спячке белых медведей. В поисках нужного ответа важно проявлять упорство и даже упрямство. А еще, напутствовала молодых коллег Ада Йонат, эти черты очень помогают в коммуникациях и с научными фондами, и с общественностью.
Донесение научной информации до широкой публики начинает быть важнейшей компетенцией успешного ученого. Многое, конечно, зависит и от выбора оптимальных каналов и современных форматов передачи знания, уровня научной грамотности населения, этики и ответственности научных журналистов.
Особая роль отводится университетам — как «проводникам» научного знания, эпицентрам диалога ученых и людей, не связанных с наукой. Благодаря разного рода публичным презентациям, лекциям и дискуссиям, которые устраивают университеты, сфера исследований становится более привлекательной и понятной для простых граждан.
Активно обсуждали участники конференции две набирающие вес концепции, которые опираются на широкий диалог и вовлечение разных стейкхолдеров, включая население. Первая — концепция «открытой» науки (подразумевает свободный доступ к научным результатам и данным). Вторая — концепция «ответственной науки и технологий» (когда на разных этапах исследования — от постановки поисковых задач до внедрения инновационных решений — ученые стремятся просчитывать возможные социальные, этические и экологические последствия своих разработок).
О роли общества в развитии науки
Массу примеров диалога между обществом, создателями и производителями инноваций, замыкающего цикл «наука—технологии—потребители», связывают с моделью пользовательских инноваций. О них рассказала сотрудница Лаборатории экономики инноваций ИСИЭЗ Алена Нефедова, представив в своем докладе свежие данные Мониторинга инновационного поведения населения (проводится ИСИЭЗ с 2009 года).
Пользовательские инновации могут дать толчок инновационному росту компаний, если те сумеют вовлечь конечных пользователей в коммуникации по поводу производимых технологий и продуктов, а далее интегрировать их идеи в производство. Алена привела несколько кейсов из сферы видеоигр, в частности, когда отдельные компании предлагают продвинутым пользователям доработать прототип игры под собственные интересы, а затем воплощают их наиболее удачные решения в конечном продукте.
Фото 3. Алёна Нефёдова с презентацией о пользовательских инновациях
Диалог открыт
Конференция в полной мере исполнила роль площадки диалога между обществом и людьми науки по поводу ее результатов. Практически все выступления транслировались онлайн или записывались для последующего открытого доступа в интернете. Наиболее яркие моменты дискуссий и цитаты спикеров расходились в социальных сетях (с хэштегом #SIS2016). Проводились мастер-классы и игры, обучающие ученых популярно доносить свои результаты широкой публике. Ученые разных дисциплин вместе со школьниками вели дебаты об этических вопросах, сопровождающих изучение человеческого мозга. В общем, все теоретические обсуждения немедленно воплощались на практике.
Следующая конференция «Социальное влияние науки» состоится в 2019 году, а в дальнейшем будет проводиться каждые два года.
Подготовила Алёна Нефёдова