Контракт с государством в интересах детей
В социальной сфере становится выгодно применять механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), в частности в модели концессионных соглашений. Как это работает в организации детских оздоровительных лагерей, рассказали на конференции «Индустрия детского полезного развивающего отдыха» (КИДПРО) директор Центра инвестиционного анализа ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Михаил Карасев и его заместитель Евгения Зусман.
КИДПРО — крупнейшая конференция по детскому отдыху. Ее организуют Департамент культуры города Москвы и лидер организации детского отдыха ГАУК «Мосгортур». В этом году проходила 18–19 ноября в «ИнфоПространстве».
Если раньше один подрядчик проектировал детские лагеря, другой строил их, третий осуществлял капитальный ремонт, а четвертый отвечал за эксплуатацию, то сегодня все эти задачи могут быть возложены на одного инвестора, который окупит свои инвестиции за счет длительного контракта и гарантированного спроса со стороны государства/муниципалитета.
Госорганам и муниципалитетам такое сотрудничество выгодно в первую очередь тем, что они получают «единое окно», одного поставщика услуг, отвечающего за все ошибки, допущенные на этапах от проектирования и до эксплуатации объекта.
По данным исследования Ассоциации участников государственно-частного партнерства «Центр развития ГЧП», в среднем «каждую неделю в России объявляется до 20 новых концессионных конкурсов и появляются 3-4 предложения частных компаний о заключении концессионных соглашений в порядке частной инициативы». Между тем именно проекты в сфере детского отдыха — пока новая и весьма перспективная сфера для заключения концессионных соглашений.
Концессионное соглашение — договор, заключаемый с государством/муниципалитетом (концедентом) сроком в среднем на 5–25 лет, который позволяет частному инвестору (концессионеру) комплексно оказывать услуги по проектированию, строительству (реконструкции) и эксплуатации объекта.
Запускать лагеря до Нового года
Почему концессионный проект необходимо готовить настолько заранее? Формальные процедуры по запуску концессионного проекта занимают в среднем от 6 до 9 месяцев. Инвестору и государству предстоит значительная проработка проекта: изучение местности, статуса земельных участков, статуса и состояния самих объектов и т.п.
Возврат инвестиций
При организации работы детских оздоровительных лагерей в формате концессионных соглашений ключевой вопрос — обеспечение возвратности инвестиций. Необходимо понимать, за счет каких гарантий государства (финансовых, нефинансовых) их можно обеспечить. Наиболее очевидный способ — предоставление государством прямого финансирования (платы концедента по концессионному соглашению).
Михаил Карасев |
Также возможен вариант, при котором концедент (государство/муниципалитет) компенсирует часть расходов концессионера (инвестора). Законом предусмотрена возможность предоставления государственных или муниципальных гарантий. Эти варианты представляются малореалистичными в нынешней экономической ситуации.
Соответственно, сторонам предстоит определить, как государство может гарантировать востребованность оказываемых инвестором услуг, может ли инвестор осуществлять иную деятельность, приносящую доход, с использованием объекта, может ли детский оздоровительный лагерь работать в круглогодичном режиме.
Три группы рисков
Прорабатывая концессионный проект, необходимо оценивать три ключевые группы рисков: политические, правовые и экономические.
К политическим рискам относятся:
1) Принятие решения о реализации проекта в формате ГЧП (концессии) или государственной закупки. Необходимо учитывать, что в краткосрочной перспективе реализация концессионного проекта может оказаться для государства (муниципалитета) более затратной, чем проведение стандартной государственной закупки. Соответственно, стоит принимать во внимание такие факторы, как комплексность / сложность проекта и средне- и долгосрочные эффекты от его реализации.
2) Определение объекта концессии (что передается в концессию). Не все объекты можно передать в концессию. Некоторые подпадают под несколько возможных категорий. Например, детский оздоровительный лагерь может быть отнесен как к объектам здравоохранения, так и к социальным объектам в зависимости от видов осуществляемой деятельности. Также важно корректно определить лицо, которое будет выступать концедентом.
3) Принятие необходимых нормативных правовых актов. Это может касаться как принятия решения о заключении концессионного соглашения, так и принятия необходимых для старта проекта поправок в отраслевое законодательство. Нередко текст нормативного правового акта (НПА) в ходе согласования с различными ведомствами изменяется настолько сильно, что сам факт принятия такого НПА не способствует реализации проекта.
Евгения Зусман |
К юридическим рискам относятся риски, связанные с предоставлением концессионеру земельных участков, с оформлением прав на объект, в отношении которого заключается соглашение. Заключение соглашения в отношении неоформленных объектов с 2017 года будет возможно только в сфере ЖКХ.
Ключевым экономическим риском является определение платежного механизма по проекту, обеспечение гарантий со стороны государства/муниципалитета в проекте.
Резюме
При запуске проектов в социальной сфере необходимо учитывать опыт реализованных проектов в других областях (например, в сфере транспортной инфраструктуры). Обеим сторонам концессионного соглашения важно на самом раннем этапе проанализировать все возможные риски. Отсутствие их детального анализа может привести к банкротству концессионера и расторжению соглашения, что не выгодно ни одной из сторон.
Концессионное соглашение — не только альтернатива приватизации, но и эффективная форма долгосрочного сотрудничества государства/муниципалитетов и частного бизнеса. В условиях бюджетного дефицита концессия может стать ключевой формой взаимодействия сторон в целях развития социальной и иной инфраструктуры.
Текст: Евгения Зусман
Презентация Евгении Зусман: «Концессионные соглашения: практические аспекты» (PDF, 2.00 Мб)
Презентация Михаила Карасева: «Концессионные соглашения: возможности для социальной сферы» (PDF, 2.11 Мб)