• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Прогноз бизнес-климата в малой торговле на 2017-й год

Что происходит в сфере малого розничного предпринимательства и каковы краткосрочные перспективы развития этой отрасли, если анализировать ее композитные индикаторы, рассказала замдиректора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Инна Лола на Саммите Коалиции владельцев малых торговых форматов и киоскеров, который прошел 24 ноября в Общественной палате Российской Федерации.

Статистические мониторинговые исследования признаются важным дополнительным информационным источником для измерения деловой конъюнктуры и анализа отраслевых процессов в малом предпринимательстве. Востребованность аналитики Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ подтвердила одна из дискуссионных панелей Саммита, где участники обсудили результаты деятельности сегмента посредством простых финансово-экономических показателей и композитных индикаторов деловой конъюнктуры.

Анализ композитных индикаторов

Наибольший интерес вызвали Индикатор конъюнктуры (ИКрт) и Индикатор бизнес-потенциала (ИБПрт), представляющие обобщенную оценку состояния деловой конъюнктуры в малом бизнесе.

Динамика Индикатора конъюнктуры розничной торговли (ИКрт) (Рис. 1) свидетельствует о неблагоприятных тенденциях в сегменте малого торгового предпринимательства. Несмотря на то, что этот индекс в течение года частично компенсировал падение и сумел выйти из диапазона кризисных величин, отмечавшихся в 2015 и начале 2016 годов, достигнутая отметка 97,8 остается ниже среднего долгосрочного уровня индикатора (100). Большинство компонентов ИКрт, несмотря на некоторое фоновое улучшение отрицательной динамики относительно первых двух кварталов, продолжали характеризоваться крайне низкими оценками респондентов.

Рис. 1. Динамика Индекса конъюнктуры розничной торговли (ИКрт)

Динамика Индикатора бизнес-потенциала (ИБПрт) (Рис. 2) также продемонстрировала крайне пессимистичную картину предпринимательских настроений. Индекс бизнес-потенциала в III квартале 2016 г. возобновил падение и достиг самого низкого значения за всю историю проведения обследований — 97,5.

Ожидаемые изменения одних из ключевых компонентов индикатора (спроса, конкурентоспособности, ассортимента) заключали крайне сниженные прогнозные оценки респондентов на IV квартал текущего года. Такой «оптимизм» экономических агентов в краткосрочной перспективе не позволяет надеяться на хоть какое-то улучшение делового климата по итогам 2016 года.

Рис. 2. Динамика Индекса бизнес-потенциала (ИБПрт)

Методологическая справка: Основу расчетов ИКрт и ИБПрт составили результаты ежеквартальных конъюнктурных обследований малых розничных организаций России, проводимых Федеральной службой государственной статистики в период с 2000 по 2016 годы. Выборочная совокупность составила более 3 тыс. экономических агентов из 78 регионов Российской Федерации. Построение ИКрт и ИБПрт основывалось на международной практике в области методологии расчета непараметрических композитных индикаторов.

Переменные ИКрт: оборот розничной торговли; объем продаж; заказы на поставку товаров; численность занятых; объем складских запасов; конкурентоспособность; экономическая ситуация.

Переменные ИБПрт: текущие изменения ассортимента; инвестиций; обеспеченности собственными финансовыми ресурсами; ожидаемые изменения заказов на поставку товаров; конкурентоспособности; ассортимента.

Рейтинг ограничений

Наряду с этим обследованием эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ провели в 2016 году совместно с АНО «Статистика России» специальное пилотное исследование более 600 малых торговых компаний России из 30 субъектов Российской Федерации. Его результаты сформировали представление о характере отраслевых процессов и ключевых факторах, лимитирующих торговую деятельность.

По мнению большинства предпринимателей, в 2016 году, как и годом ранее, первое место в списке ограничений (Рис. 3) закрепилось за фактором «инфляция». Вторым существенным сдерживающим фактором 60% предпринимателей назвали «недостаточный платежеспособный спрос». Следующим весомым для торговли ограничением стал фактор «высокая стоимость аренды помещений для торговли»,что констатировали 50% участников опроса.

Также результаты мониторинга позволили выявить специфические для торговли проблемы, распространение которых, в независимости от складывающейся конъюнктуры, являлось в отрасли превалирующим. Речь идет об институционально-инфраструктурном комплексе ограничений, затрагивающих функционирование малых организаций. В частности, 34% организаций были весьма обеспокоены необоснованными проверками со стороны фискальных, контролирующих и регулирующих органов.

Основной «головной болью» для предпринимателей стали проверки налоговой инспекции. Более 40% респондентов сообщили, что наибольшее число проблемных ситуаций возникало при контактах с налоговыми инспекторами.

К наиболее обременительным проверяющим инстанциям в анализируемом периоде руководители также отнесли Роспотребнадзор и Пожарную инспекцию.

Рис. 3. 

Источник: слайд из презентации Инны Лолы

Резюме

В ходе пленарного заседания «Современное состояние малой торговли» организаторы и участники Саммита выразили большой интерес к представленной экспертом ИСИЭЗ НИУ ВШЭ практике статистического анализа и согласились, что конъюнктурные исследования очень важны для мониторинга реализации целей, заявленных в национальных дорожных картах и концепциях программ развития малого бизнеса.

Участники Саммита согласились с приведенными данными и пришли к выводу, что российские предприниматели работают на грани своих возможностей, подгоняя управленческие схемы под сегодняшний бизнес-климат. Такие неутешительные оценки предпринимателей вполне адекватны состоянию реального сектора и потребительского рынка России. К сожалению, экономические барьеры и стрессы сформировали новую реальность для ведения малого торгового бизнеса в 2016 году, заложив не менее сложные параметры на 2017-й, в котором, по всей видимости, предприниматели будут функционировать с очевидными трудностями.

Текст: Инна Лола

Тема материала в публикациях СМИ