• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Как социологи изучают инновации?

«Тема инноваций, являясь по своей сути социологической, не принадлежит социологам, у них нет собственной рамки ее изучения», — заметил Константин Фурсов, завотделом исследований результативности научно-технической деятельности ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, представляя доклад о возможностях социологического измерения инновационного поведения населения на VII Грушинской конференции.

Однако у социологов существуют широкие перспективы и возможности для разворачивания собственной программы исследований в данном направлении. Анализом инвестиционной привлекательности новых идей и управлением перспективными решениями обычно занимаются экономисты или менеджеры, а социологи, в свою очередь, рассматривают процесс диффузии инноваций среди различных социальных групп, их специфику и практики потребления инновационных продуктов и услуг.

В качестве примера исследования инновационных установок эксперт привел Мониторинг инновационного поведения населения, реализующийся в НИУ ВШЭ начиная с 2009 г. Так, по его результатам было выявлено, что «любители технологий» обладают рядом отличительных черт: данная группа восхищается и интересуется технологическими новинками, демонстрирует более высокий уровень потребления новой техники, уделяя внимание не только ее функциональным, но и «имиджевым» характеристикам, старается осваивать ее одной из первых. Кроме того, по своему ценностному профилю такие люди скорее напоминают самих инноваторов — они более склонны к риску и открыты новому.

Модели инноваций — от производителя к потребителю

Если до начала XX в. под инновацией понималось практически любое изменение, то с 1930-х годов данный термин стал ассоциироваться с предпринимательской деятельностью и технологическим совершенствованием производственных процессов. При этом в центре создания инноваций оказывается фирма, которая стремится к получению дополнительной прибыли и реализует комплекс исследовательских работ для разработки нового продукта. Такая линейная модель инноваций являлась доминирующей на протяжении долгого времени. Однако ее недостаток состоит в том, что без внимания остаются инновации, инициируемые пользователями, на долю которых в зависимости от времени и сферы деятельности приходилось и приходится до 80% новых технических решений и продуктов.

Параллельно с линейной моделью начинает развиваться альтернативная открытая модель инноваций. В ее центре наравне с производителем оказывается пользователь, основным мотивом инновационной деятельности для которого становится решение какой-либо проблемы или удовлетворение потребности, которую существующие продукты удовлетворить не могут. В результате пользователь выигрывает от появления и использования инновации, а не от ее продажи. Это делает возможным кооперацию в любительских и профессиональных сообществах на до-конкурентной стадии, когда фирмы еще не включились в гонку за производство необходимого пользователям продукта.

Традиционно, Россия характеризуется высоким уровнем вовлечения населения в создание пользовательских инноваций. Количество таких «домашних» инноваторов значительно выше, чем в других странах. При этом их социально-демографический портрет неоднозначен. С одной стороны, это жители крупных городов с высокими уровнями образования и дохода, которые занимаются новаторской деятельностью из интереса. С другой — почти в той же пропорции среди инноваторов в России встречаются жители малых городов и сел со средним и низким уровнем дохода, к изобретению инноваций которых часто подталкивает необходимость. Однако важно отметить крайне низкий уровень дальнейшего распространения и коммерческого применения таких изобретений. Так, количество патентных заявок, с учетом численности экономически активного населения, в России в несколько раз уступает развитым странам.

В этой перспективе роль социологов меняется. С помощью опросов общественного мнения они могут измерять уровень осведомленности населения о тех или иных продуктах и услугах, оценивать социальный спрос на новые и перспективные инновационные решения, анализировать установки относительно инноваций, изучать особенности инновационного потребления и восприятия инноваций и, наконец, выявлять отдельные инновационные практики и необходимые навыки для генерации инноваций. При этом стоит понимать важные ограничения текущих исследований: понятие «инновация» разрабатывалось экономистами и потому в большинстве своем современные исследования этого феномена реализуются именно в экономической логике. По мнению Константина Фурсова, социологи убедительно обосновали социальную природу экономического действия, но вопрос социологической концептуализации понятия «инновация» все еще остается открытым.

Подготовила Ирина Агапова