• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Фиштех»: без технологий все сложнее ловить рыбку из пруда

Рыбы и цифровая экономика — что общего между этими, казалось бы, непересекающимися вселенными? Точки соприкосновения не раз обозначились на международной конференции по аквакультуре, состоявшейся 11–12 сентября в «Экспоцентре» в рамках выставки «Фиштех». Явным трендом в этой области становятся «умные» рыбные фермы, использующие новейшие технологии для эффективного производства рыбной продукции.

12 сентября в рамках конференции прошел круглый стол «Лицензирование в целях обеспечения устойчивого развития хозяйств и предотвращения негативных экологических последствий интенсификации производства», соорганизатором которого выступил Информационно-координационный центр по взаимодействию с ОЭСР НИУ ВШЭ. Мероприятие проводилось в соответствии с Планом работы по взаимодействию Российской Федерации с ОЭСР на 2017—2018 годы. 

Возможности, проплывающие мимо

Аквакультура (выращивание рыб и других биоресурсов под полным или частичным контролем человека) сейчас очень активно развивается, расширяя географические границы, завоевывая рынки сбыта и увеличивая долю на глобальном рыбном рынке. В условиях постепенного сокращения уловов океанической рыбы и других морепродуктов, по сути, единственным надежным источником рыбной продукции становится именно аквакультура. Согласно данным ФАО, потребление искусственно разводимой рыбы в 2014 году впервые превысило потребление дикой рыбы, а Всемирный банк прогнозирует, что к 2030 году на сектор аквакультуры придется более 60% мирового производства рыбной продукции.

В России, к сожалению, дела обстоят по-другому: аквакультура обеспечивает всего порядка 3,5% продукции рыбной отрасли, а доля России в общемировом производстве не превышает 0,2%, притом что наша страна располагает крупнейшим в мире водным фондом внутренних водоемов и прибрежных акваторий морей, пригодных для рыбоводства. Отечественное производство рыбной продукции замещается импортными аналогами, что приводит к неоправданному росту цен. Также у нас пока слабо развито промышленное производство: 67% отрасли обеспечивается за счет мелких рыбоводных хозяйств. Несмотря на перспективность аквакультуры, инвесторы не спешат вкладывать средства в эту отрасль, поскольку до недавнего времени существовало множество факторов, повышающих риски таких вложений: нескорая окупаемость, далекая от совершенства законодательная база, отсутствие опыта и квалифицированных специалистов, разрыв между научными наработками и реальностью.

Прозрачные правила для рыбоводов

Инвесторов зачастую останавливают вопросы предоставления рыбоводных участков и регулирования прав собственности на выращиваемую продукцию. Замглавы Росрыболовства Василий Соколов напомнил, как в 2014 году принимался после длительного периода нормативно-правовой смуты федеральный закон об аквакультуре, после чего уже дважды подвергался значительным доработкам. В результате последних изменений федерального законодательства урегулировано понятие права собственности при пастбищной аквакультуре, а также при рыбоводстве в так называемых русловых прудах (они будут регулироваться отдельной правовой процедурой).

Максимально прозрачным и понятным стал механизм формирования границ рыбоводных участков и проведения электронных торгов, по итогам которых эти участки предоставляются в пользование. Кроме того, упрощена процедура переоформления договора пользования рыбоводным участком на новый срок: если участок эксплуатировался с выполнением договорных условий в течение всего срока (как правило, договор пользования заключается на 25 лет), то впоследствии договор заключается на новый срок без проведения торгов и иных конкурсных процедур. Фактически рыбоводу предоставляется право бессрочного пользования участком, что значительно повышает надежность его долгосрочных вложений.

Мировой опыт для отечественной аквакультуры

Рыбоводство в России пока не лицензируется, в отличие от ряда стран ОЭСР. Существующие стандарты в этой сфере и рекомендации ОЭСР (экономические, биологические, политические, технологические и социальные) по развитию аквакультуры прокомментировала директор Информационно-координационного центра по вопросам взаимодействия с ОЭСР Татьяна Мешкова. Эксперт подчеркнула, что возможность применения рекомендаций ОЭСР зависит от условий конкретной страны и многих факторов, формирующих ее природно-климатический, нормативно-правовой и социально-экономический ландшафт.

Развитие аквакультуры вписано в повестку «зеленого роста», факторы которого также тщательно изучает ОЭСР. Этой теме посвятил выступление главный научный сотрудник Института экономики природопользования и экологической политики НИУ ВШЭ Андрей Терентьев.

Как может быть полезен кластерный подход для регулирования рыбоводства, пояснила научный сотрудник отдела кластерной политики Центра промышленной политики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Екатерина Исланкина. Она представила зарубежный опыт формирования кластеров в сфере аквакультуры и рассказала о реализуемых в России программах поддержки кластеров, позволяющих масштабировать рыбное производство и развивать промышленную кооперацию в данной области.

Илья Кузьминов, заведующий отделом информационно-аналитических систем, старший научный сотрудник лаборатории исследований науки и технологий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ рассказал о проблемах и решениях в сфере информационного-технического обеспечения для стратегического планирования в агпромромышленном и рыбохозяйственном комплексе России.

Океан данных на пользу рыбоводам

Научно-технологическому обеспечению сектора аквакультуры было уделено много внимания и в выставочной части «Фиштеха». Так, например, при финансовой поддержке Сколково была разработана концепция «умных» рыбных ферм, использующая технологии анализа больших данных в рыбоводстве. В центре обработки данных аккумулируются огромные массивы информации с определенной рыбной фермы (только параметров воды может быть более тридцати), искусственный интеллект с помощью нейронных сетей ее обрабатывает и выдает рекомендации для конкретного рыбоводного хозяйства, со временем выводя его деятельность на новый уровень производства и в разы повышая его эффективность. Благодаря формированию таких массивов данных с одной фермы качество интеллектуальной обработки информации возрастает, что дает возможность разработать оптимальный сценарий дальнейшего развития рыбохозяйства, который автоматически прописывается в применяемой технологии. Дополнительным плюсом использования технологии больших данных является возможность применения предиктивной аналитики, когда по определенным тенденциям можно предсказать вероятность поломки оборудования, ухудшения качества воды, заболевания рыб и другие факторы, влияющие на деятельность рыбоводного хозяйства. 

См. также: обзор технологических трендов «Новые технологии для рыбного хозяйства»

Подготовила Ольга Демидкина