Корпорациям будет нужно все меньше людей, зато в науке перспектив все больше
12 февраля состоялось награждение победителей очередного конкурса научно-исследовательских работ студентов ВШЭ. Они могли не только получить заслуженные призы, но и задать острые вопросы почти всему руководству университета, присутствовавшему на церемонии. Портал Вышки отобрал пять вопросов, ответы на которые будут интересны тем, кто занимается наукой в Вышке и не только.
Перспективно ли заниматься наукой в России?
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ: Да, перспективно, поскольку сейчас происходят большие сдвиги на рынке труда. Традиционно Вышка — это университет, который более, чем любой другой университет в России, ориентирован на коммерческий сектор. Но этот сектор постепенно заполняется кадрами. Кроме того, идет цифровая адаптация, в том числе корпоративного управления, а это значит, что сокращаются управленческие этажи внутри корпораций, там становится меньше мест. Значит, большему числу выпускников нужно будет рисковать — идти в реальный бизнес, во фриланс. Или идти в исследования.
Сектор исследований высшего образования постепенно растет, в этом году уровень заработков в нем дойдет до двукратной зарплаты в среднем по экономике. Думаю, лет через пять, собравшись на такую же встречу, мы уже не будем задаваться вопросом о перспективах научной профессии в России. Она будет прилично оплачиваться, потому что в противном случае наши научные кадры просто уйдут на мировой рынок.
Может ли наука быть «студенческой»?
Леонид Гохберг, первый проректор: Вряд ли, если мы говорим о научных журналах, бывают журналы «для маленьких», для студентов, и «для больших» — профессоров. Если в России будет продолжаться история со «студенческими» и платными журналами, то их судьба будет печальной. Нужно конкурировать за место в сильных научных журналах, и эта задача вполне выполнима и для опытных ученых, и для начинающих. Вышка предлагает различные сервисы, например, по академическому письму, которые помогут вам в этом.
Мария Юдкевич, проректор: Действительно, студенческих научных журналов в том виде, в каком они встречаются в России, в мире почти нет. Но есть другое. В первой половине XX века студенты факультета права Чикагского университета создали свой журнал. Он теперь входит в тройку лучших журналов по юриспруденции. То есть студенты смогли создать такой журнал, публиковаться в котором мечтают ведущие профессора юридических факультетов мира — при том, что всю редакционную работу ведут сами студенты, они рецензируют статьи, они отказывают профессорам. Если у кого-то из студентов Вышки есть идея, как собственными силами создать журнал, который бы конкурировал во «взрослом» научном пространстве, то напишите мне — встретимся, поговорим и, может быть, запустим такой журнал.
Вредит ли погоня за международными рейтингами качеству образования?
Сергей Рощин, проректор: Мы часто находимся в плену мифов, и это, на мой взгляд, один из них. Подтверждений ему нет — есть глубокая убежденность людей, которые в него верят. Логическая цепочка тут, вероятно, такая: университет ориентируется на показатели, важные для рейтингов, в частности, по академической продуктивности и публикациям, и из-за этого коллектив университета меньше времени начинает уделять преподаванию, и его качество ухудшается. Но давайте выстроим и другие логические цепочки.
Что дает университету позиционирование в международных рейтингах? Оно делает его заметным для окружающего академического и образовательного сообщества. Если мы становимся заметны, то мы становимся и более интересны. Во-первых, для сильных абитуриентов и студентов — для них это один из сигналов, почему поступать нужно именно к нам. Университет без сильных студентов существовать не может. Во-вторых, мы становимся интереснее и для сильных преподавателей. Вышка одной из первых в России начала программу привлечения преподавателей с международного рынка, у нас работают уже сотни коллег из самых разных стран, нанятые подобным образом. Это тоже работает на качество образования.
Да, для части коллег преподавание отходит на второй план по сравнению с исследованиями. Но возможность общения студентов с преподавателями, которые делают интересную, сильную науку, никуда не исчезает. Вы можете у них учиться, выбирать для себя этот путь, в партнерстве с ними достигать научных результатов.
Нужны ли лекции в университете?
Сергей Рощин, проректор: Вопрос нужно ставить по-другому: нужны ли те лекции, которые могут быть переведены в иную форму — учебники, массовые онлайн-курсы (МООС) и проч.? Лекция плоха тогда, когда материал, который на ней дает преподаватель, легко берется без него. Сейчас на лекции бессмысленно просто делиться знанием — вы его можете получить, нажав кнопку, быстрее, чем преподаватель произнесет фразу на эту тему. Но в этом есть и очень большая ловушка: знаний так много, что по этому океану трудно плавать, не имея карт и лоцманов. Так вот лекции должны выполнять роль «коучинга». Задача преподавателя — расставить приоритеты, показать, что в этом море информации является более важным, задать студентам направление движения. В этом ценность лекции, поэтому отменять их как формат занятий вряд ли стоит.
Онлайн-университет: зло или благо?
Игорь Чириков, проректор: Могу рассказать про небольшой эксперимент, который мы недавно проводили в трех университетах. Там один из обычных курсов был заменен на онлайн-курс на платформе «Открытое образование», и студентов случайным образом распределили по трем трекам: одни слушали традиционный курс с обычными преподавателями, вторые смотрели лекции на онлайн-платформе, но посещали очные семинары, третьи полностью изучали этот курс в режиме онлайн. А в конце все они сдали экзамен. Были разные гипотезы относительно результатов экзамена: кто-то считал, что «онлайн»-студенты сдадут его хуже, кто-то, наоборот, думал, что лучше. Первые результаты, которые мы получили, говорят о том, что статистически значимой разницы нет. Конечно, важно учитывать контекст этого конкретного исследования, его результаты нельзя экстраполировать на все онлайн-курсы, но очевидно, что мы не можем игнорировать новые технологии. Важно находить те форматы, в которых они будут наиболее эффективны, в том числе для студентов.
В XIX веке в Йельском университете студенты протестовали, когда преподаватель впервые стал писать формулы мелом на доске. Они требовали даже уволить этого преподавателя, потому что эта практика, на их взгляд, обесценивала процесс запоминания и устного изложения материала. Это пример одной крайности. А другая крайность — эта вера в то, что с помощью новых технологий получится решить все образовательные проблемы. Не получится.
Полный фоторепортаж смотрите по ссылке.
Гохберг Леонид Маркович
Первый проректор ВШЭ
Кузьминов Ярослав Иванович
Ректор ВШЭ
Рощин Сергей Юрьевич
Проректор ВШЭ
Чириков Игорь Сергеевич
Проректор ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Проректор ВШЭ