• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Леонид Гохберг о международном позиционировании журнала «Форсайт»

Какие атрибуты делают научный журнал международным? Должен ли каждый журнал стремиться к тому, чтобы быть международным? Как организовано международное продвижение некоторых журналов Вышки? Первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг поделился с «Окнами роста» секретами успеха журнала «Форсайт/Foresight and STI Governance», который с 2007 года издает Институт статистических исследований и экономики знаний.

Леонид Гохберг о международном позиционировании журнала «Форсайт»

science.spb.ru

Леонид Гохберг, первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Форсайт/Foresight and STI Governance»

К наиболее значимым характеристикам международного журнала обычно относят наличие публикаций зарубежных авторов, международный состав редакционного совета, выход издания на английском языке, включенность в международные базы научных публикаций. На наш взгляд, самой существенной характеристикой является международная значимость проблем, поднимаемых в статьях. Цели и выводы публикуемых исследований должны не столько ориентироваться на проблематику конкретной страны (будь то Россия, Франция, Китай и т.д.), сколько представлять интерес для международного академического и экспертного сообщества. В исследованиях инноваций при их оценке выделяют три степени новизны: новые для мира, новые для страны и новые для организации либо индивида. «Форсайт» все-таки отдает предпочтение статьям, транслирующим знания первого типа.

hse.ru / ВШЭ

В нашей стране, как и во многих других странах, немало хороших, признанных журналов, которые не стремятся обрести международный статус, поскольку освещают узкоспециализированную тематику или сконцентрированы на проблематике какого-либо региона. Поэтому все зависит от специфики направлений исследований и от целей развития журнала. Поскольку «Форсайт» уделяет значительное внимание исследованиям глобальных вызовов и трендов научно-технологического развития, измерению инновационных процессов, методологии и практикам форсайт-исследований, то выбор международного вектора для нас был неизбежен. Наш опыт показывает, что, как только мы с 2014 года стали активно наращивать долю публикаций зарубежных ученых, это стимулировало интерес к журналу, позволило повысить качество статей и определенно укрепило позиции журнала в базах научных публикаций. Наконец, это способствовало развитию научной кооперации с коллегами из ведущих зарубежных университетов и исследовательских центров, что крайне ценно для нашего коллектива и для университета в целом.

Сейчас англоязычная версия журнала, с 2013 года выходящая параллельно с русской, стала для редакции основной. Как и другие журналы, «Форсайт» использует разные каналы для международного продвижения. Главным образом редакция расширяет индексирование в международных базах научного цитирования (журнал включен в обе ключевые базы – Scopus и Web of Sсience) и постоянно повышает качество статей. Благодаря целенаправленной адресной работе с ведущими исследователями при одновременном ужесточении правил отбора поступающих материалов число публикаций с участием высокоцитируемых зарубежных авторов за последние три года заметно увеличилось. В итоге в нынешнем году журнал вошел во 2-й квартиль Scopus в четырех дисциплинах.

Поделюсь одним из секретов успеха, которые мы выявили для себя за годы работы, – расскажу о том, как комплектование номеров по тематическому принципу помогает мотивировать авторов и повысить интерес к журналу. Очевидное преимущество такого подхода состоит в возможности всесторонне освещать отдельные темы и области знания и привлекать к работе над одним номером профильных авторов. Результаты отдельных исследований, будучи помещенными в более широкий контекст, получают больший отклик, поэтому авторы, в свою очередь, тоже заинтересованы публиковать статьи именно в тематических выпусках. При их подготовке в Call for papers наряду с описанием условий публикации результатов исследований следует делать акцент на возможности знакомства с достижениями коллег.

hse.ru / ВШЭ

В последние годы мы активно развиваем кооперационную сеть «Форсайта»: выстраиваем и поддерживаем персональные коммуникации с авторами лучших статей и признанными в мире экспертами по тематическим областям журнала. Сотрудники редакции регулярно участвуют в профильных конференциях по тематике издания, где лично знакомятся с учеными и привлекают их в качестве авторов либо рецензентов. Более того, редакция журнала сама инициирует и организует экспертные дискуссии высокого уровня. Так, довольно успешным опытом стало проведение в декабре 2018 года совместно с научным отделом Посольства Германии в Москве и Германским домом науки и инноваций предрождественской дискуссии о новых профессиях в эпоху цифровизации. Дискуссия оказалась весьма плодотворной и впоследствии задала общую рамку одного из тематических номеров журнала, который вышел во втором квартале 2019 года, дав импульс появлению нескольких интересных статей о компетенциях будущего и подготовке кадров в условиях реиндустриализации. 

В этом году мои коллеги вышли за рамки традиционных практик академического издания и завели официальную страницу «Форсайта» в Facebook и свой канал на YouTube, чтобы поддерживать коммуникацию с более широкой аудиторией: студентами, сотрудниками инновационных компаний и всеми, кто интересуется вопросами проектирования будущего в целях профессионального и личностного развития. Представляя новые выпуски или напоминая о наиболее знаковых ранних публикациях, они доступным языком рассказывают, как действовать в условиях растущей сложности и неопределенности. Для канала на YouTube редакция записывает видеоинтервью с учеными по наиболее востребованным и популярным темам, относящимся к профилю издания. Подобный формат дополнительно стимулирует сильных исследователей предлагать материалы к публикации в «Форсайте».

Как видите, наша редакция постоянно экспериментирует с форматами и подходами, и эти усилия положительным образом сказываются на интернационализации журнала и в целом повышают его авторитет в профессиональных сообществах, способствуют достижению целевых показателей цитируемости. Напомню, что со всеми номерами «Форсайта» можно ознакомиться не только в печатной версии, но и в электронной; они доступны на сайте издания и в мобильном приложении для смартфонов (можно скачать в AppStore и Google Play).

Полная версия материала опубликована в «Окнах роста»