• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Предрождественская дискуссия о новых ролях в эпоху цифровизации

На наших глазах перекраивается карта профессий и кардинально меняются подходы к подготовке кадров. Какие факторы влияют на развитие рынка труда в XXI веке, обсудили российские и немецкие эксперты в необычном формате подиумной дискуссии, сочетавшейся с предрождественским приёмом. Мероприятие организовали 4 декабря 2018 года научный отдел Посольства Германии в Москве, Германский дом науки и инноваций (DWIH) и Высшая школа экономики.

Репортаж и полная запись дискуссии

Информационные технологии создают миллионы новых рабочих мест, но одновременно многих людей лишают работы. Возможности и угрозы, которые несет в себе нарастающая волна цифровизации, важно распознавать заблаговременно, считает Михаэль Добис, руководитель научного отдела Посольства Германии в Москве. Среди российских вузов важным партнером по изучению этих вопросов для немецких организаций, главным образом ассоциированных с Обществом Гельмгольца и Обществом Лейбница, выступает Вышка.

Руководитель Германского дома науки и инноваций (DWIH) в Москве Андреас Хешен отметил плодотворность сотрудничества — не только по теме данной дискуссии, но и по ряду других, которые, как он напомнил, обсуждались в мае в рамках совместного с ОЭСР и НИУ ВШЭ семинара. Влияние цифровых технологий на рынок труда и сферу образования было лейтмотивом серии мероприятий, которые в 2018 провели все пять Германских домов науки и инноваций.

Вышка внимательно отслеживает появление и отмирание профессий, постоянно адаптируя свои образовательные программы под новые требования рынка труда. В 2018 году эксперты Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ реализовали проект «25 профессий будущего, к которым готовит НИУ ВШЭ», в следующем — эффектам цифровизации для рынка труда будет посвящен первый номер научного журнала «Форсайт». Эта проблематика все заметнее входит в повестку научно-технической и инновационной политики, сказал в приветственном слове первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ профессор Леонид Гохберг.

В подиумной дискуссии первой взяла слово профессор Живка Овчарова из Технологического института Карлсруэ. Цифровизация затрагивает саму основу общественного устройства, подчеркнула известный информатик: то, как люди будут жить и общаться. Для адаптации к неизбежным переменам важно развивать дигитальный менталитет, дизайн-мышление. Все больше в центр выходят творческие профессии, но и всем остальным специалистам важно перестать мыслить стереотипами, не бояться пробовать что-то новое, сказала профессор.

Научный сотрудник Кильского института мировой экономики Алина Зоргнер, известная своими работами о преобразованиях трудовой деятельности (в частности, аудитории «Форсайта», где вышла ее статья «Автоматизация рабочих мест: угроза для занятости или источник предпринимательских возможностей?», 2017), обозначила эффекты цифровизации для разных категорий работников. Наибольшую угрозу исследователь видит для мужчин, занимающихся среднеквалифицированным трудом. Женщины с низкоквалифицированными специальностями, как правило, занятые в сфере работы с людьми, по ее словам, менее уязвимы, поскольку уход за детьми или за пожилыми не так просто доверить цифровым «помощникам».

Размышления о будущем в терминах прошлого или настоящего, редуцирование сложности явлений в сфере науки и технологий чреваты серьезными ошибками, напомнил аудитории Леонид Гохберг. Это относится и к изменениям самой модели занятости и того, что мы привыкли называть профессией. Уже сейчас это скорее динамический портфель компетенций, набор которых меняется под воздействием разных, в том числе социальных и ценностных, трендов. «Мы имеем дело с целым комплексом серьезных сдвигов в экономике и общественной жизни и порождаемых ими вызовов, причем эти вызовы имеют не только и не в первую очередь технологический характер», — подчеркнул профессор Гохберг. По его словам, ключом к успеху в будущем и отдельным важным навыком станет умение выстроить правильный баланс между hard (профессиональные, в том числе технологические, знания) и soft skills (не связанные с конкретной предметной областью навыки, которые обеспечивают успешное участие человека в рабочем процессе и высокую производительность).

Наталья Шматко, заведующая отделом исследований человеческого капитала ИСИЭЗ и координатор проекта «25 профессий будущего, к которым готовит Вышка», также считает, что концепция профессии устарела. Набор востребованных компетенций в течение трудовой жизни каждого человека существенно меняется. Поэтому нельзя выучиться какой-либо профессии на всю жизнь. Необходимо усвоить мысль, что придется все время чему-то доучиваться. Кроме того, многие навыки приходят только с возрастом, как например, способность к организации других людей, управлению командами. «Team leader — очень важная роль, требующая усвоения широкого набора мягких навыков, но ей сейчас мало где учат», — подчеркнула Наталья Шматко. По наблюдению исследователя, наиболее наглядно новые требования и форматы трудовых взаимоотношений наблюдаются в тех отраслях, где создаются или активно потребляются передовые цифровые технологии, в частности в финансовом секторе.

Как буквально за одно десятилетие «вымываются» профессии из целой отрасли, показал директор по развитию образовательных технологий Корпоративного университета Сбербанка Дмитрий Волков. Так, в начале работы Германа Грефа в крупнейшем банке страны было порядка 10 андеррайтеров (проводят экспертизу рисков, связанных с кредитованием); потом их количество выросло до 5-6 тысяч и так же резко сократилось, когда эти задачи стал гораздо быстрее и эффективнее решать искусственный интеллект. В дивном новом цифровом мире может быть не очень комфортно пожилым сотрудникам, но все-таки включенность в цифровое пространство в первую очередь зависит не от возраста, считает профессор Волков. Непрерывное обучение сменяется параллельным («обучение в потоке жизни и работы»), и сейчас правильнее говорить не о профессиях, а о востребованных ролях. Отдельный вопрос возникает относительно роли и набора компетенций тех, кто ведет и настраивает образовательный процесс.

Тезис о том, что дифференциация по возрасту отходит на второй план, поддержала и Елена Парикова из Академии «КНАУФ» в РФ и странах СНГ. Она рассказала, как происходит настройка «параллельного обучения» кадров в другой отрасли — производстве строительных материалов и систем: «Люди экономят время, потому в обучении сотрудников вводим цифровое обучение, используем VR-технологии». В транснациональной компании КНАУФ и производственные процессы, управление цепочками поставок и сбыта («DIY приходит в экономику, магазины не нужны»), и образовательные практики все больше опираются на IT-решения.

Отпадает смысл учиться впрок, считает Юрий Куприянов, менеджер академической программы «Университетский Альянс SAP» по странам СНГ: «Более 60% детей, которые сейчас начинают среднюю школу, будут заниматься теми профессиями, которых еще нет». Юрий рассказал, как крупный разработчик бизнес-приложений SAP обучает студентов решать реальные задачи клиентов с использованием инструментов компании. В таком формате SAP сотрудничает со многими вузами, включая Вышку. Из навыков будущего Юрий выделил креативность. По его наблюдениям, на рынке IT-решений существует «профицит функциональности и большой дефицит идей».

Экспертные дискуссии о новых вызовах, подходах и мерах в сфере развития человеческого капитала, образовательной, научно-технической и инновационной политики Высшая школа экономики вместе с посольством Германии в России планируют продолжить в 2019 году. Следите за анонсами новых совместных мероприятий.

Фотографии предоставлены Германским домом науки и инноваций в Москве. Полный альбом см. в Facebook 

Графика: flaticon.com/authors/freepik

См. также:

Обзор мероприятия на сайте Германского дома науки и инноваций (DWIH) в Москве, Посольства Германии в МосквеМосковского государственного областного университета