Галина Волкова «Лабиринту» об исследовании перспективных компетенций и «Атласе профессий будущего»
В 2019 году вышел «Атлас профессий будущего», подготовленный по результатам исследования Института статистических исследований и экономики знаний о наиболее востребованных компетенциях. Редакция интернет-магазина «Лабиринт», где у издания довольно высокий рейтинг, поговорила с Галиной Волковой, одной из участниц исследовательского и авторского коллектива, о том, как и зачем анализировать рынок труда, и какие инструменты используют для этого в НИУ ВШЭ.
«Лабиринт»: Вопрос о том, на кого учиться и какие навыки осваивать, чтобы быть востребованным специалистом, актуален всегда. Как вы считаете, в наше время ответить на этот вопрос стало проще или сложнее?
Галина Волкова: В условиях, когда рынок труда и вообще мир в целом стремительно меняется, делать какие-либо долгосрочные прогнозы становится все сложнее. Уходит в прошлое ситуация, когда можно было один раз удачно выбрать профессию, отучиться в хорошем вузе — и это было если не гарантией успешного трудоустройства на всю оставшуюся жизнь, то как минимум ключевым условием. Сейчас ситуация изменилась: знания, полученные даже в самом лучшем университете, стремительно устаревают, постоянно появляются новые технологии, которые влияют на мир труда и на требования к специалистам. Один раз прилежно отучиться и работать всю жизнь, просто накапливая опыт в рамках одной профессии, уже недостаточно. Более того, работодатели в самых разных сферах отмечают несоответствие уровня подготовки выпускников требованиям рынка. Это нисколько не уменьшает важность базовой подготовки и фундаментальных знаний, получаемых в рамках учебных заведений. Они, безусловно, необходимы и востребованы. Однако у специалиста в обязательном порядке должно присутствовать понимание, что ему придется доучиваться постоянно, практически до самой пенсии, а может быть и после.
«Лабиринт»: Фраза «учиться, учиться и еще раз учиться» не теряет своей актуальности?
Галина Волкова: Умение и желание учиться вообще становятся одним из ключевых навыков. Тем более настоящее время дает для этого все возможности: помимо формальных программ повышения квалификации, все большее распространение получают онлайн-курсы, обучающие видео и приложения и другие самые разнообразные формы получения знаний. В условиях такой доступности знаний важна личная заинтересованность в обучении и понимание, как не потеряться в этом мире возможностей, а построить свою траекторию. В том числе для этого и необходимы различные тематические издания, которые могут быть «навигаторами» в обширном мире профессиональных возможностей.
«Лабиринт»: Сейчас в СМИ регулярно поднимается тема автоматизации и роботизации труда, звучат прогнозы о том, что роботы могут «отнять» у людей работу. Что вы думаете по этому поводу?
Галина Волкова: Важно понимать, что в настоящий момент автоматизируются в основном рутинные операции и снижается спрос на труд низкой квалификации. Понятно, что остается экономический аспект: в некоторых случаях работодателю выгоднее держать 20 человек и платить им небольшую зарплату, чем потратиться на покупку и обслуживание одного дорогостоящего робота, который сможет выполнять те же самые операции в автоматическом режиме. Однако в этом случае речь идет, как правило, о том, что сохраняются рабочие места с довольно скучными и монотонными обязанностями, которые и самим работникам много радости не приносят. Если же мы говорим о профессиях, требующих высокой квалификации и творческих способностей, то до их автоматизации еще очень далеко. Более того, спрос на так называемое «человеческое в человеке» будет только расти: имеются в виду эмоциональность, креативность, культурный багаж и способность к пониманию других культур и мировозрений, развитые коммуникативные навыки.
«Лабиринт»: Будет ли актуален в будущем спор «физиков и лириков» или технические и гуманитарные профессии все больше сближаются?
Галина Волкова: Разделение на «технарей» и «гуманитариев» становится менее четким. Для «технарей» все более актуальными становятся коммуникативные навыки, знания психологии, социологии, экономики. Взять, например, такую крайне востребованную профессию, как специалист по кибербезопасности. Помимо продвинутых навыков программирования и понимания того, какими физическими свойствами обладают различные технические устройства, тут необходимо и понимание психологии, образа мыслей пользователей и преступников. А «гуманитариям», в свою очередь, становятся необходимы навыки работы с информационными технологиями, умение работать с данными в самых различных форматах. Информационные технологии вообще играют здесь огромную роль. Появляется все больше профессий, где представителям общественных и гуманитарных наук необходимы цифровые (а значит, во многом технические) навыки. Даже в такую относительно консервативную область, как музеи и библиотеки, пришли различные цифровые каталоги, интерактивные форматы взаимодействия с аудиторией, специальные приложения. Соответственно, и от специалистов требуется умение работать с самым различным оборудованием и знание различных форматов представления и распространения данных.
«Лабиринт»: Бывает, что определенная технология появляется, вызывает краткосрочное оживление, но потом пропадает из поля зрения, так и не найдя широкого применения. Как отличить действительно востребованные навыки и профессии от тех, на которые по каким-то причинам есть краткосрочный хайп и о которых много говорят?
Галина Волкова: Важно уметь сопоставлять информацию из различных источников (в идеале — и на русском, и на иностранных языках), отделять частные мнения от тенденций и прогнозов, обоснованных реальными измеримыми показателями, сопоставлять международные тенденции и ситуацию в различных странах. Недаром одним из ключевых навыков XXI века называют навыки работы с данными: умение находить и анализировать информацию в самых разных форматах. Эти навыки актуальны не только для профильных специалистов (кстати, очень востребованных — исследователей и аналитиков данных), но и для всех людей в их профессиональной деятельности и в повседневной жизни.
«Лабиринт»: Количество разнообразных прогнозов, статей и книг на тему того, какие профессии будут востребованы в будущем, стремительно увеличивается. Чем ваш Атлас выделяется на фоне публикаций по этой тематике?
Галина Волкова: Для нашего Атласа актуально все, о чем я уже сказала выше: при его подготовке мы собирали и анализировали данные из самых различных источников, как российских, так и зарубежных. Учитывались глобальные тренды научно-технологического развития; динамика изменений российского и мирового рынков труда; статистические данные из различных источников, аналитические материалы, выпускаемые ведущими консалтинговыми компаниями. Также в работе использовалась наша собственная система интеллектуального анализа больших данных iFORA (разработана специалистами Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ). С помощью нее мы следили за динамикой спроса на профессию в России и в мире, отслеживали упоминания отдельных профессий в специализированных медиа. Таким образом, была возможность обосновать, что на профессию наблюдается долгосрочный спрос, а не просто кратковременная вспышка интереса. «Человеческая» сторона вопроса была тоже учтена: для нас были важны мнения экспертов, ведущих ученых — представителей различных областей науки.
Важно понимать, что изменения на рынке труда выражаются не только в появлении новых профессий с незнакомыми ранее названиями, но и в трансформации старых. За «классическими» названиями профессий (например, инженер или менеджер) начинает скрываться новое понимание и новые обязанности. Поэтому важно не просто составлять различные перечни востребованных профессий, но и подробно объяснять, что под этими профессиями понимается, какие именно задачи будет решать специалист, какие навыки ему необходимы. Все это мы учитывали при написании «Атласа профессий будущего».
«Лабиринт»: Профессии, которые вы назвали — массовые или «штучные»? Не случится ли переизбытка специалистов, если все последуют советам Атласа?
Галина Волкова: В книге речь идет о профессиях, требующих высокой квалификации: как минимум, окончания магистратуры. Естественно, спрос на них не сопоставим со спросом на самые «массовые» профессии, мы не говорим о водителях и продавцах. Важно, что спрос на упомянутых нами высококвалифицированных специалистов абсолютно не удовлетворен уже сейчас, а в ближайшие 5–10 лет будет только расти. Соответственно, переизбытка специалистов опасаться не следует. Более того, и сам человек, если будет следить за тенденциями технологического развития и за динамикой рынка труда, сможет быстро «добрать» необходимые навыки, если поймет, что это увеличит его востребованность как специалиста. Однако для этого необходима личная заинтересованность и желание учиться — тогда и перемены на рынке труда не страшны. Более того, специалисты высокой квалификации во многом сами и создают будущее, и определяют, какие именно инновационные решения и новые технологии получат развитие и широкое распространение.
Источник: сайт книжного магазина «Лабиринт» (20.12.2019)
Волкова Галина Леонидовна
аспирант и стажер-исследователь ИСИЭЗ НИУ ВШЭ