Европейские настроения бизнеса и потребителей в I квартале 2020 года: краткосрочный обвал или предтеча «корона-кризиса»?
Заместитель директора Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Людмила Китрар и ведущий эксперт ЦКИ Тамара Липкинд подготовили обзор европейских индикаторов обследований бизнеса и потребителей в I квартале 2020 года.
Начиная с осени 2019 г. в динамике совокупной уверенности европейских менеджеров и потребителей, по данным Европейской комиссии, устойчиво нарастал позитивный фон. Особенно заметный оптимизм в деловой среде ЕС отмечался в январе и феврале 2020 г.
Затем в марте после масштабной атаки коронавируса на европейский континент и сопровождающих ее ограничительных мер последовал резкий и почти вертикальный обвал общего предпринимательского доверия, который никогда за всю историю обследований в Европе не наблюдался так внезапно в течение одного месяца.
В итоге потеря значений композитного индикатора экономических настроений в ЕС (Economic Sentiment Indicator — ESI EU) оказалась наиболее заметной за все шесть лет после кризиса суверенного долга в 2011-2013 гг.: ESI EU упал ниже своего долгосрочного среднего значения 100 и составил 94,8 пунктов, приблизившись к уровню осени 2013 г. (рисунок 1).
Рекордное подавление деловой активности в марте 2020 г. отразили и другие индексы, основанные на опросах предпринимательских мнений. Так, значение PMI by IHS Markit свидетельствовало о максимальном месячном обвале деловой активности. При этом больше всего пострадали отрасли, связанные с туризмом и отдыхом, в то время как производство и продажи продуктов питания и напитков преимущественно избежали сокращения. Согласно мартовским результатам расчета Индекса делового климата Ifo для Германии, был зафиксирован не только самый низкий уровень показателя с лета 2009 г., но и наиболее резкое его сокращение со времён воссоединения Германии.
Основные драйверы изменения европейских экономических настроений в марте 2020 г. можно условно разделить на два блока. В одном из них сосредоточились индексы, отражающие резкое сжатие уверенности менеджеров в услугах и розничной торговле. Во многом такое заметное движение вниз характеризует начавшуюся реакцию на правительственные меры по ограничению бизнеса в данных секторах, включающие закрытие ресторанов, непродовольственных магазинов, ограничение транспортного движения, почти полное прекращение гостиничных и туристических услуг и т.д. Потребительское доверие также заметно пострадало. Другой блок составили индикаторы уверенности в промышленном и строительном секторах, практически не отразившие каких-либо существенных потерь.
Среди ведущих экономик ЕС наиболее ощутимо совокупные настроения менеджеров европейских компаний и домашних хозяйств упали в марте 2020 г. относительно декабря предыдущего года в Италии, Германии и Польше.