Ориентиры для международного сотрудничества в рамках ЕАЭС
К пятилетнему юбилею подписания Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Центр компетенций по взаимодействию с международными организациями ИСИЭЗ вместе с рядом подразделений НИУ ВШЭ подготовили аналитический доклад «В поисках новой архитектуры многополярности: международное сотрудничество ЕАЭС». Его публикация совпала с разработкой стратегии дальнейшего развития Союза. Доклад был представлен 29 мая 2020 г. на круглом столе, прошедшем в рамках XXI Апрельской международной конференции по проблемам развития экономики и общества.
Обзор по итогам состоявшейся дискуссии опубликован на сайте Центра компетенций по взаимодействию с международными организациями. Представляем некоторые тезисы доклада.
Сегодня ЕАЭС с его номинальным ВВП в размере 1,5–2 трлн долларов США, ВВП по паритету покупательной способности 4,5 трлн долларов и населением 183 млн человек (из них 93 млн экономически активного) не представляет собой самодостаточного рынка, это всего 2,5% мирового ВВП. Любые попытки построить «крепость Евразию» могут лишь нанести вред, подчеркивают авторы доклада, и экономики стран ЕАЭС в этом случае будут обречены на роль вечно догоняющих в технологическом плане. В этой связи международное экономическое сотрудничество приобретает для ЕАЭС особое значение.
Эффективным инструментом повышения конкурентоспособности национальных экономик стран ЕАЭС и масштабирования их дипломатического влияния на мировой арене является широкая сеть торгово-экономических связей, в том числе в формате «зоны свободной торговли». Тем не менее пока ЕАЭС не удалось создать правовую базу, обеспечивающую торгово-политические интересы Союза и его членов в мировой торговле.
По-прежнему торговые отношения членов ЕАЭС с третьими странами в подавляющем большинстве случаев регулируются на двустороннем уровне, причем в отношении четырех стран Союза — через Всемирную торговую организацию, а в отношении Беларуси — через ее двусторонние торговые соглашения с третьими странами.
ЕАЭС как единый объект статистического учета не фигурирует ни в одной международной статистической базе данных, в противоположность Европейскому союзу, в отношении которого все международные базы данных формируют динамические ряды как по ЕС в целом, так и по каждому из государств-членов.
Реализации интеграционного потенциала ЕАЭС способствует Евразийский банк развития (ЕАБР), стимулирующий создание конкретных межгосударственных проектов. Такой механизм кооперации обеспечивает экономическое развитие стран-участников, расширение их внешнеэкономических связей и повышение глобальной конкурентоспособности национальных экономик и Союза в целом. ЕАБР и органы ЕАЭС, в частности Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), едины в своей заинтересованности в расширении трансграничной кооперации и развитии экономической интеграции на евразийском пространстве. Учитывая совпадающие интересы в развитии евразийского континентального партнерства, обеим организациям целесообразно и в дальнейшем объединять и координировать усилия в деле развития сотрудничества с третьими странами. Например, ЕЭК может расширить содействие в привлечении государств-партнеров к вступлению в ЕАБР, а Банк, в свою очередь, способен усилить сотрудничество третьих стран с ЕАЭС, в частности, посредством реализации совместных инвестиционных проектов.
В стратегических документах ЕАЭС о развитии интеграции все больше внимания начинает уделяться социальной сфере и развитию человеческого капитала. Одними из приоритетов развития ЕАЭС становятся развитие кадрового потенциала, сотрудничество по вопросам обеспечения эффективного функционирования рынка труда и обеспечение продовольственной безопасности. В декларации о дальнейшем развитии интеграционных процессов в целях углубления интеграции были обозначены новые направления — образование и наука, здравоохранение, спорт, туризм.