Европейская программа экономического восстановления: старые цели, новые приоритеты ЕС следующего поколения
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ представляет информационный обзор, в котором приведена краткосрочная статистика за первый этап коронавирусной атаки в европейской экономике, сформулированы основные барьеры для восстановления, а также структурированы базовые направления антикризисного пакета мер Европейской комиссии, предложенные в мае—июне 2020 г., и выделены основные источники финансирования всех программ развития ЕС следующего поколения.
Высвобождение неудовлетворенного спроса, смягчение денежно-кредитной политики, запаздывающие эффекты фискального стимулирования, снятие режима массового локдауна и математический эффект низкой базы, несмотря на сложившиеся в регионе отраслевые структурные диспропорции, финансовые и торгово-производственные дисбалансы, должны способствовать восстановлению европейской экономики.
Ключевым приоритетом для Европейской комиссии остается движение к более устойчивой экономической модели, основанной на экологически чистых и цифровых технологиях, а также интеграции целей ООН в области устойчивого развития (ЦУР) с мерами по координации экономической политики в ЕС следующего поколения.
В информационных выпусках Евростата по краткосрочной статистике (News Release — Euroindicators, 91/2020; Eurostatistics — Data for short-term economic analysis, 06/2020) впервые опубликованы оценки ВВП, занятости и других европейских индикаторов за I квартал 2020 г., основанные на наиболее полном наборе данных, поступивших от государств — членов ЕС за прошедший период со времени распространения, объявления пандемии COVID-19 и локдауна. Именно обновлённая статистика Евростата для краткосрочного экономического анализа является для Европейской комиссии основной количественной информацией, согласно которой предпринимаются в настоящий момент все базовые действия по выходу европейской экономики из вынужденного тотального локдауна и ее восстановлению.
Экономическая активность начинает восстанавливаться, но не та, к которой все привыкли....
Несмотря на то, что европейский пакет действий по восстановлению экономической активности формировался Европейской комиссией на протяжении мая и июня 2020 г. весьма активно, именно сложившиеся к этому моменту краткосрочные тенденции, фискальный отклик, экспортные зависимости и приоритеты, структурные диспропорции являются теми факторами, которые предопределяют будущее экономическое развитие в Европе.
Немалое влияние на амплитуду восстановительного «отскока» оказывает сложившаяся в регионе высокая зависимость от экспорта, что существенно повышает национальную уязвимость при снижении мирового спроса на импорт, когда цепочки поставок нарушены. Помимо этого, быстрая антикризисная перестройка и восстановление европейской экономики хотя бы до уровня конца 2019 г. затруднена следующими основными барьерами:
- разнополярным по странам состоянием финансовой системы (прежде всего, состояние бюджета, государственным долгом и кредитными гарантиями);
- неравномерными возможностями при формировании фискальных пакетов поддержки ликвидности для смягчения спада;
- бюрократией, инертностью и чрезмерной адаптацией экономических агентов к экономике «новой сдержанности»;
- масштабами предпринимательского недоверия и неопределенности в ряде стран относительно эффективности целевого перераспределения ресурсов.
Череда потрясений за последнее десятилетие, связанных с предыдущими кризисами суверенных долгов, мигрантов и Brexit, внезапный мощный корона кризис с новыми рисками и вызовами усиливает диспропорции в европейском регионе, усугубляет разрывы в соотношении сил между экономиками Запада и динамично развивающегося Востока. Европейской экономике в ближайшей перспективе следует воспользоваться сложившейся фрагментацией для расширения своего влияния, в частности:
- создавать новые бизнес-модели, в том числе ценообразования;
- пересмотреть цепочки поставок;
- оптимизировать стратегии с транспортировкой продукции, а также хранением промежуточных и конечных товарных запасов;
- повысить локализацию производства с целью укрепления национальной устойчивости и сжатия рыночной напряженности.
Это потребует новых решений и времени.
В мае 2020 г. Европейская комиссия предложила новый крупный план восстановления европейской экономики. Для гарантий устойчивости восстановительных тенденций все антикризисные меры нацелены на равномерное, инклюзивное развитие и должны быть справедливыми для всех государств — членов ЕС. При этом предлагается такой новый инструмент восстановления, который соответствует европейской экономике следующего поколения и встроен в современный, обновлённый долгосрочный бюджет ЕС. Одновременно была опубликована скорректированная программа деятельности Комиссии до конца 2020 г., где определены предстоящие действия, приоритетные для ускоренного восстановления устойчивого развития в регионе. Все последующие действия Комиссии были нацелены на обновление предпринятых ранее программ на 2020 г. с точки зрения расстановки приоритетов по формированию инклюзивного плана восстановления.
Большинство предлагаемых мер сконцентрировано в следующих документах и информационных бюллетенях: «Бюджет ЕС обеспечивает план восстановления Европы» (The EU budget powering the Recovery Plan for Europe), «Ключевые инструменты поддержки плана восстановления для Европы» (Key instruments supporting the Recovery Plan for Europe), «Финансирование плана восстановления для Европы» (Financing the Recovery Plan for Europe), «Скорректированная Рабочая Программа Комиссии 2020» (Adjusted Commission Work Programme 2020).
Базовые лозунги, провозглашаемые Комиссией, звучат как: «перезапуск экономики означает не возвращение к существующему состоянию до кризиса, а отскок вперёд», а также использовать для этого «каждый доступный евро в бюджете ЕС», все возможные «финансовые средства с рынков, чтобы помочь сохранить рабочие места».
Согласно выводам Комиссии, потери капитала в результате снижения совокупной прибыли в 2020 и 2021 гг. составят от 700 до 1,2 трлн евро. При этом инвестиционный разрыв в 2021 и 2022 гг. ожидается не менее 1,5 трлн евро, что включает основные инвестиционные пробелы и дополнительные потребности, обусловленные кризисом, а также инвестиции для достижения зелёных и цифровых преобразований. Поэтому все предложенные на текущий момент инструменты сформированы как с позиции платежеспособности европейского бизнеса и домашних хозяйств, так и с позиции общих инвестиционных потребностей экономики будущего.
Используя консервативные оценки влияния финансового рычага многолетних финансовых рамок применительно к ЕС следующего поколения, Комиссия оценивает общий объём инвестиций, которые могут быть получены в ходе реализации предложенного пакета мер, на уровне 3,1 трлн евро. Успешная реализация таких глобальных инвестиционных целей окажет решающую поддержку европейским странам на этапе восстановления, позволит «оживить» их экономику после острой фазы пандемии и далее обеспечит основные инвестиционные потоки в средне- и долгосрочные приоритеты ЕС, такие как европейское «зелёное соглашение» и цифровизация.
Комиссия определяет отдачу от инвестиций в чистый водород, возобновляемые источники энергии, чистый транспорт, экологически чистые продукты питания и разумную циркулярную экономику как огромный потенциал ЕС, который наряду с инвестициями в цифровую экономику и навыки повысят конкурентоспособность и технологический суверенитет региона. Одновременно успешные инвестиции в здравоохранение, биоразнообразие, стратегическую автономию европейской экономики подготовят ее к новым вызовам и кризисам. Инвестиции в инфраструктуру с «высоким социальным воздействием» способны обеспечить широкое пользование благ общественного характера и устранение социальных диспропорций.
Информационный обзор был подготовлен заместителем директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Людмилой Китрар, ведущим экспертом Тамарой Липкинд и директором Центра Георгием Остапковичем в рамках проекта «Конъюнктурный мониторинг и развитие индикаторов деловых тенденций, предпринимательских настроений и цифрового климата в России».