• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Деловой климат в розничной торговле во II квартале 2020 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сегменте розничной торговли во II квартале 2020 года.

Результаты конъюнктурного опроса руководителей около 5 тыс. организаций розничной торговли из 82 регионов России, проведенного Федеральной службой государственной статистики во II квартале 2020 года, свидетельствуют о том, что впервые в конъюнктурных оценках за первое полугодие респондентов за текущий год содержательно учитывается специфика событий, вызванных шоком коронавирусной пандемии 2020 г.

Выявленные текущие и ожидаемые краткосрочные отраслевые деловые настроения представлены с учетом многослойности факторов стресса и расширенного охвата вызовов, повышенная концентрация которых в динамике заказов, объема продаж, товарооборота и других ключевых операционных показателей торговли обусловила антирекордное обновление большинства трендов.

Согласно результатам конъюнктурного опроса, незначительный рост деловой активности, начавшийся в I квартале 2020 г., во II квартале сменился ярко выраженным угасанием. Сформировавшаяся в начале года умеренно восходящая отраслевая динамика оказалась под ударом пандемии и продуцируемых эффектов, в числе которых одними из наиболее стрессовых выступили социальное дистанцирование и сокращение спроса, вызванного падением доходов населения и сменой домашними хозяйствами модели потребления с потребительской на сберегательную, что в целом привело к самому серьезному за последнее десятилетие ухудшению состояния делового климата в сегменте.

Значение главного индикатора исследования — индекса предпринимательской уверенности (ИПУ) относительно I квартала снизилось сразу на 10 п. п. до (-7%), с легкостью перешагнув кризисные антирекорды, установленные в 2009 и 2015 гг., когда индикатор опускался максимум до (-1%) и (-2%) соответственно.

Отрицательное влияние на ИПУ оказали все три его компонента, однако наибольший негативный вклад внесли показатели, характеризующие текущее и ожидаемое экономическое состояние торговых организаций, что обрушило ИПУ в зону беспрецедентно низких значений. По обоим итоговым балансовым значениям зафиксирован серьезный разрыв с результатами за I квартал (в 20 и 12 п.п. соответственно, до (-24%) и (-3%)).

Масштаб деформации сегмента отражает в том числе динамика специально разработанного Индекса рискоустойчивости, используемого для диагностики деловой активности и «природы» стрессовых колебаний в разрезе ключевых сегментов российской экономики. Изменение значения Индекса рискоустойчивости розничной торговли в дополнительной степени подтверждает, что в условиях интенсивного наращивания пандемических рисков конъюнктуры формирование деловых тенденций в сегменте происходило по одному из самых драматических сценариев, обусловленному глубокой деформацией модели поведенческих настроений и, как следствие, потребительского спроса. На фоне сложившейся в последние годы умеренно низкой рискоустойчивости организаций, по сравнению с I кварталом произошло ее мощное обрушение, отразившееся в резком восхождении и усугублении негативной траектории Индекса, который достиг отметки 102,7%, увеличившись со 101,4% до на 1,3 п.п.

Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле рассчитывается как среднее арифметическое балансов оценок уровня складских запасов (с обратным знаком), изменения экономического положения в текущем периоде по сравнению с предыдущим и ожидаемого изменения экономического положения в следующем периоде; в процентах.

Полный текст