• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Ученые ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучили возможности научного сотрудничества развивающихся стран в формате «БРИКС + Глобальный Юг»

Ученые ИСИЭЗ НИУ ВШЭ изучили возможности научного сотрудничества развивающихся стран в формате «БРИКС + Глобальный Юг»

Canva.com

Показатели финансирования науки и публикационной активности стран БРИКС уже превышают показатели ЕС в целом и США. И могут еще вырасти, если «пятерка» развивающихся стран усилит научное сотрудничество с другими странами с заметным потенциалом роста, в первую очередь с государствами Глобального Юга. Возможности и ограничения академического партнерства внутри этих кластеров стран проанализировали сотрудники Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Максим Коцемир.

Свои выводы исследователи изложили в статье «From BRICS to BRICS Plus: Selecting Promising Areas of S&T Cooperation with Developing Countries», опубликованной в журнале Scientometrics (доступна для чтения бесплатная версия). Статья вносит существенный вклад в литературу по анализу результативности научных исследований и академического сотрудничества развивающихся стран, таких как Саудовская Аравия, Мексика, Аргентина, Вьетнам, Малайзия, Тунис, Алжир и др.

Концепция БРИКС+

Четыре года назад министр иностранных дел Китая Ван И, выступая на пресс-конференции в рамках V сессии Всекитайского собрания народных представителей XII созыва в Пекине (8.03.2017 г.), предложил рассмотреть концепцию БРИКС+ (BRICS Plus) в качестве возможной платформы для расширения сотрудничества стран «пятерки» с другими крупными развивающимися странами по направлению «Юг — Юг» (South — South). Концепция БРИКС+ была впоследствии отражена в Сямэньской декларации лидеров стран БРИКС от 4.09.2017 г. (см. ее русский перевод).

Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ рассмотрели потенциал научного сотрудничества «пятерки» БРИКС с группой из 21 страны, относящихся преимущественно к так называемому Глобальному Югу (Global South). Выборка государств БРИКС+ в данной работе определена на основе критериев численности населения, экономического и научного потенциала и др.

На юге заметен рост публикаций

Перспективные тематики научного сотрудничества между странами БРИКС и БРИКС+ были выявлены на основе данных Scopus за 2000–2018 гг. Анализ показывает значительный прирост публикационной активности как в странах БРИКС, так и в государствах Глобального Юга.

Суммарно затраты на исследования и разработки и количество публикаций, индексируемых в Scopus, всех стран БРИКС превышают показатели ЕС в целом и США. В 2018 г. Китай занял первое место по общему количеству публикаций в Scopus, немного опередив США, став мировым лидером в 12 предметных областях Scopus (по остальным 15 областям лидируют США). Другие страны БРИКС также значительно увеличили свое присутствие среди лидеров в ряде предметных областей.

В глобальный топ-30 из стран БРИКС+ по количеству публикаций в Scopus в 2018 г. вошли Иран, Турция, Индонезия, Малайзия и Мексика. Особенно заметный (более чем 30-кратный) рост числа публикаций за анализируемый период продемонстрировал Иран, перескочивший с 48-го на 15-е место в глобальном рейтинге. Малайзия, Пакистан и Вьетнам более чем в 16 раз увеличили число своих публикаций, индексируемых в Scopus.

Научные профили исследуемых государств

Авторы также рассчитали тематические профили стран БРИКС и БРИКС+ в Scopus за 2014–2018 гг. по 27 предметным областям (Scopus subject areas). Как показывает анализ, основная предметная область для Китая в Scopus — это «Технические науки». Тематический профиль российских публикаций в этой международной базе данных научного цитирования определяется в основном физическими, химическими и техническими науками. Такая тематическая структура публикаций России не сильно меняется с советского периода. Профиль Индии скошен в сторону «Фармакологии, токсикологии и фармацевтики» и «Компьютерных наук». Для Бразилии наиболее важными предметными областями являются «Медицина» и «Сельскохозяйственные и биологические науки». Южная Африка демонстрирует довольно сильный уклон в сторону социальных и гуманитарных наук.

Для стран БРИКС+ основными предметными областями оказываются «Медицина», «Технические науки», «Компьютерные науки» и «Сельскохозяйственные и биологические науки», однако каждая страна имеет свой профиль научной специализации. Например, Кения, Нигерия и Эфиопия специализируются на таких областях, как «Сельскохозяйственные и биологические науки» и «Медицина», а Бангладеш, Индонезия, Малайзия, Вьетнам (и в меньшей степени — Таиланд) — на технических и компьютерных науках.

Научная основа для сближения в сфере науки

Страны БРИКС и БРИКС+ значительно различаются по уровню научно-технического развития. Анализ совместных публикаций этих двух групп в Scopus показывает, что государства БРИКС+ в большинстве своём пока ещё не входят в число важнейших научных партнёров стран БРИКС. Однако тематические структуры сотрудничества внутри БРИКС и внутри группы БРИКС+ весьма схожи, и такая близость является перспективным фактором для интенсификации сотрудничества между странами двух групп.

Наиболее перспективными кандидатами на включение в гипотетическую платформу БРИКС+ с точки зрения их научного партнерства со странами БРИКС можно считать Турцию, Саудовскую Аравию, Малайзию, Пакистан, Чили, Таиланд, Иран и Египет. У каждой из стран БРИКС свой список потенциальных партнеров из БРИКС+.

Выбор приоритетов и мер политики

Исследователи провели специальный библиометрический анализ для 14 приоритетных областей научно-технического развития стран БРИКС и в привязке к этим областям рассчитали индекс научной специализации стран (ИНС) БРИКС и БРИКС+ за 2014–2018 гг.

Значение ИНС превысило единицу для 16 из 21 страны БРИКС+ в трех приоритетных областях: «Изменение климата, защита окружающей среды и борьба со стихийными бедствиями», «Продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство» и «Возобновляемые источники энергии». Это означает, что именно в этих направлениях, определяющих текущий фокус научной специализации для большинства стран БРИКС+, могут в первую очередь зародиться совместные наукоемкие проекты, нацеленные на решение проблем, актуальных для развивающегося мира.

Авторы приводят в своей работе и возможные инструменты для поддержки научного сотрудничества, включая исследовательскую мобильность, совместные проекты и научные конкурсы партнеров из стран БРИКС+ и ряд других политических мер.

Материал подготовил Максим Коцемир