Организация цифровой коммуникации в вузах
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ впервые представляет сведения о цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами в гражданских вузах.
Главные выводы:
Создание единого информационного пространства вуза и обеспечение взаимодействия информационных систем все чаще становится одним из приоритетов для образовательных организаций. За последние три года такую деятельность вели 58,2% российских государственных вузов, а в следующие три года это направление планируют развивать уже три четверти (78,7%) вузов.
Базовые технические возможности для цифровой коммуникации созданы практически во всех обследованных вузах. Качество работы локальной сети, сетевых ресурсов вуза (сайт, электронная почта, электронно-информационная образовательная среда (ЭИОС)) большинство преподавателей оценивают на 4 или 5 баллов по пятибалльной шкале.
ИКТ-системы интегрированы лишь в часть процессов, а из цифровой экосистемы вуза в ряде случаев исключены целые группы потенциальных пользователей, чаще всего — студенты. Более четверти государственных вузов (25,5%) предоставляют доступ к Wi-Fi только сотрудникам отдельных подразделений, но не внешним посетителям или студентам. В 61,8% вузов студентам не предоставляются корпоративные адреса электронной почты.
ЭИОС в вузах не всегда служат полноценной средой для коммуникации, часто оставаясь лишь хранилищем загруженных материалов. Например, 79,7% преподавателей размещали в ЭИОС задания для студентов, но только 64,8% отвечали там на вопросы.
Наблюдается значительное цифровое неравенство между ведущими, опорными и прочими вузами, а также между московскими и региональными: среди ведущих вузов доля организаций, применяющих системы электронного документооборота, стремится к 100%, в прочих она составляет лишь 60,8%.
Эффективной цифровой коммуникации в государственных вузах препятствует слабый уровень развития цифровых навыков как у студентов, так и у преподавателей. Более половины (59%) преподавателей оценивают свои навыки работы в ЭИОС как базовые и лишь порядка четверти (26,2%) — как продвинутые (при этом 14,8% сообщили об отсутствии у них навыков работы с такими системами).
Развитию цифровой коммуникации в вузах препятствует скептическое или негативное отношение к этому процессу со стороны ряда участников. Так, среди руководителей образовательных и научных подразделений только 31,2% разделяют мнение о том, что цифровые технологии улучшили коммуникацию между преподавателями и студентами.
ПОДРОБНЕЕ:
информационный бюллетень «Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами» (из серии «Мониторинг экономики образования»)
Редакционная коллегия: Я. И. Кузьминов (главный редактор), Л. М. Гохберг, Н. Б. Шугаль
Авторы: Г. Л. Волкова, В. А. Пермякова, Н. А. Шматко
Цитирование: Организация цифровой коммуникации между подразделениями, преподавателями и студентами: информационный бюллетень / Г. Л. Волкова, В. А. Пермякова, Н. А. Шматко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.. НИУ ВШЭ, 2021. — 36 с. — (Мониторинг экономики образования; No 11).
См. также:
«Преподаватели предпочитают традиционные форматы обучения цифровым» («Ведомости», 17.12.2021)