• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Присоединение к ОЭСР: за и против

23 мая 2013 года в Министерстве  экономического развития Российской  Федерации состоялся экспертный  семинар «Присоединение России к ОЭСР: оценка возможных последствий». Его модерировали директор Департамента международных организаций Минэкономразвития России Владимир Ткаченко и первый проректор, директор ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.

Присоединение России к ОЭСР — одной из наиболее авторитетных международных экономических организаций — включено в число приоритетов внешнеэкономической политики Правительства Российской Федерации. Его высокая вероятность подтверждена заявлениями Президента РФ и Генерального секретаря ОЭСР. Вступление России в ВТО, а также значительный прогресс в переговорах с комитетами и рабочими органами ОЭСР создают предпосылки для ускорения интеграционного процесса.

Однако присоединение к этой организации невозможно без приведения национального законодательства к соответствию с ее нормами. В связи с чем России необходимо взвесить все за и против, в частности определить, во-первых, издержки и риски присоединения, а также начального этапа членства в ОЭСР, а во-вторых, долгосрочные выгоды и преимущества от участия в этой организации. Крайне важно изначально наметить комплекс мер для обеспечения эффективного и качественного сотрудничества с ОЭСР на долгосрочную перспективу.

В обсуждении этого круга вопросов приняли участие представители Министерства экономического развития РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Росаккредитации, Министерства образования и науки РФ. Дискуссанты в значительной мере опирались на материалы исследования, подготовленного экспертами НИУ ВШЭ и представленного на семинаре.

В ходе исследования было выявлено несколько «чувствительных» секторов, изменения в которых либо не имеют достаточно надежной основы, либо могут стать причиной споров с ОЭСР, либо могут иметь негативные эффекты для России.

К «спорным» секторам можно отнести в первую очередь экологию: в странах-членах ОЭСР основной упор делается на разработку и применение превентивных мер в области охраны окружающей среды, а в России — на ликвидацию последствий загрязнения. Есть определенные проблемы и в сфере оборота химических веществ (из-за несоответствия методик оценки их свойств). В области корпоративного и государственного управления споры возможны по вопросам усиления защиты прав и интересов миноритарных акционеров и из-за несовершенства системы контроля и аудита. Участникам переговорного процесса предстоит урегулировать ряд сложностей, обусловленных различиями в системе налогообложения, недостаточностью ресурсов для участия в программе экспортного кредитования и международных инвестиционных проектах, а также несовершенством системы информационной безопасности. Заметные возражения у российской стороны возникают и по предложенным экспертами ОЭСР рекомендациям в отношении борьбы с коррупцией.

Тем не менее по большинству направлений ситуация с гармонизацией российского законодательства и правоприменительной практики оценивается как «благоприятная». И ее не омрачают ни высказываемые некоторыми экспертами сомнения относительно высоких затрат, связанных с присоединением к ОЭСР, ни опасения по поводу возможной «политизации» этого процесса.

Подводя итоги семинара, представитель Правительства РФ на переговорах по присоединению к ОЭСР Владимир Ткаченко уверенно констатировал: хотя диалог с ОЭСР не всегда идет объективно и связан с определенными проблемами и рисками, движение в сторону интеграции необходимо продолжать, как и сотрудничество с НИУ ВШЭ в плане экспертной поддержки. Причем на данном этапе уже не по вопросам присоединения, а скорее по вопросам членства в организации. «Необходимо готовиться к очень большой и серьезной работе», — резюмировал Владимир Ткаченко.

Первый проректор НИУ ВШЭ Леонид Гохберг подчеркнул, что эксперты, привлеченные к проекту по оценке возможных последствий присоединения к ОЭСР, были весьма мотивированы, представляя ту конкретную пользу, которую приносит это исследование федеральным органам. Последующее членство России в ОЭСР сопряжено с необходимостью обработки огромных массивов информации, генерируемой в ходе текущей деятельности организации и, в частности, постоянных экспертных обсуждений. Тем не менее положительные эффекты от вступления России в ОЭСР, несомненно, оправдывают весь объем затрачиваемых усилий. Первый проректор ВШЭ оценил возможные плюсы не только в виде политических дивидендов, но и реальных выгод для экономики страны.

Перечислим лишь некоторые выгоды от сотрудничества с этой организацией: получение доступа к ее экспертно-аналитическому потенциалу и экспертизе мирового уровня, повышение авторитета России как экономически развитой и демократической державы, расширение партнерских взаимоотношений со странами-членами ОЭСР и ряд других преимуществ.

Мария Глазырина, студентка второго курса факультета права, стажер новостной службы портала ВШЭ

Оригинал новости на портале ВШЭ