• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новости

Самарский форум-2014: синхронизация инструментов кластерной политики

Уже седьмой год в Самаре под патронажем Минэкономразвития России проходит Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика — основа инновационного развития национальной экономики», и за это время стал одной из ведущих федеральных площадок для обсуждения вопросов кластерного развития. Сотрудники Российской кластерной обсерватории прокомментировали итоги дискуссий.

Прошедший 11—12 сентября Форум собрал более тысячи делегатов со всей страны, включая экспертов высокого уровня, представляющих органы власти, бизнес, образовательное и научное сообщества, специализированные организации развития пилотных инновационных территориальных кластеров, центров кластерного развития.

Ключевыми спикерами первого пленарного заседания были приглашены эксперты мирового уровня Кристиан Кетельс, президент «ТиСиАй Нетворк», и Павла Брускова, президент Чешской национальной кластерной ассоциации. Модерировал заседание заместитель главного редактора газеты «Ведомости» Александр Губский (стенограммы пленарных сессий доступны по ссылке).

В работе Форума приняли участие помощник президента РФ Андрей Белоусов, генеральный директор и председатель правления ОАО «РВК» Игорь Агамирзян, исполнительный директор Ассоциации инновационных регионов России Иван Бортник , уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов, президент Республики Татарстан Рустам Минниханов, врио губернатора Самарской области Николай Меркушин, губернатор Ульяновской области Сергей Морозов и др.

Модераторами стратегических сессий Форума выступили директор департамента инновационных рынков РВК Гульнара Биккулова; управляющий партнер ADJ ConsultingАндрей Зотов; директор Фонда «Центр стратегических разработок» Владимир Княгинин; заместитель генерального директора РВК — директор проектного офиса Евгений Кузнецов; партнер «Стратеджи партнерс групп» Сергей Лозинский; заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев; директор департамента инновационного развития Минэкономразвития России Артем Шадрин.

Кластеры на карте мира

Президент «ТиСиАй Нетворк» Кристиан Кетельс в ключевом докладе пленарного заседания Форума, «Текущая деятельность, уроки недавней истории и значение для России» раскрыл основные направления реализации кластерной политики в США, странах ЕС, Южной Корее и Мексике и дал ряд рекомендаций по развитию кластерной политики в России.

До недавнего времени в США кластерная политика реализовывалась лишь на уровне отдельных региональных инициатив. В качестве примеров системных усилий на федеральном уровне Кристиан Кетельс назвал масштабные проекты по выявлению и картографированию кластеров, появление связующих кластеры организаций (Национальная сеть производственных инноваций), формирование специализированных инструментов финансирования кластеров.

Европейский союз — безусловный лидер как в сфере кластерных инициатив, так и реализации государственных программ поддержки кластеров. В данный момент совершенствуется общеевропейская экспертно-консультативная инфраструктура кластерного развития, включающая, в частности, Европейский секретариат по кластерному анализу, Европейскую кластерную обсерваторию и иные структуры.

Южная Корея и Мексика — те страны, где кластерные инициативы возникли относительно недавно. Их опыт, по мнению г-на Кетельса, может стать для России своеобразной моделью для сравнения.

Главное в кластере — инициатива

Опыт разных стран свидетельствует о том, что экономическую успешность кластера определяет кластерная инициатива, подчеркнул Кристиан Кетельс. Кратно повысить результативность применения мер кластерной политики позволяет «только наличие объективных оснований для формирования кластера в совокупности с осознанной инициативой, направленной на решение общих для его участников вопросов». Важные факторы успеха реализации кластерной политики — это, прежде всего, включенность бизнес-сообщества в процессы формирования кластеров, качество менеджмента кластерной инициативы и сформированная в регионе, в том числе усилиями органов власти, кластеризационная среда. Имитация кластеризационных процессов (например, посредством создания специализированной организации в условиях отсутствия предпосылок эффективной внутрикластерной кооперации) не позволит добиться действенных результатов.

Развитие кластеров требует высокой экономической активности в регионе, наличия «критической массы» профильных организаций. Регионы с сильной деловой средой получают большие выгоды от кластеров, которые сами по себе не являются панацеей для роста региональной экономики. При этом, как отметил эксперт, кластеры не могут изменить экономику. Преимущества, обусловленные кластерной активностью, ограничены краткосрочным временным горизонтом, что, в свою очередь, повышает важность качественной проработки программных документов, регулирующих развитие кластеров, и стратегического видения развития профильных для кластеров рынков.

Одним из наиболее положительных изменений в российской экономике Кристиан Кетельс назвал именно кластерную деятельность, заметив при этом, что для оценки всех ее эффектов потребуется время. По его мнению, сейчас очень важно распространять знания, например, посредством представления сопоставимых данных о российских кластерах и кластерных политиках регионов на специализированном портале, а также интенсифицировать процессы обучения кластерных менеджеров и лиц, формирующих и реализующих кластерную политику.

Конечная «точка сборки» кластера — регион

О развитии кластерной политики на федеральном уровне рассказал заместитель министра Минэкономразвития России Олег Фомичев. Он выделил концептуальные подходы к ее реализации и отметил, что при анализе кластерной политики следует разделять инструменты ее внедрения и их функции. Инициируемая Минэкономразвития России программа поддержки кластеров направлена, прежде всего, на расшивку «узких мест» в кластерах. Эта программа не станет заменой других инструментов, также ориентированных на кластеры, их отдельных участников или территории их базирования.

Спикер выделил ведущую роль региональных органов власти в процессе развития кластеров, заметив, что конечной «точкой сборки» кластера является регион, качество региональной среды. Именно органы власти на местах видят в деталях и понимают проблемы территорий базирования кластеров.

Участвовавшие в работе пленарных заседаний Форума губернаторы и представители региональных органов исполнительной власти отметили своевременность появления программы поддержки кластеров Минэкономразвития России и ее основным плюсом назвали комплексность и системность этой поддержки. По их мнению, необходимо активизировать меры по развитию кластеров и со стороны других министерств и ведомств.

Представители субъектов РФ и, собственно, кластерных организаций поделились своими опасениями по поводу нестабильности финансирования программы поддержки пилотных кластеров, особенно на фоне усложнения социально-экономической обстановки в стране. Опасения экспертного сообщества вызывает также возможность инновационных территориальных кластеров эффективно применять уже существующие инструменты инновационной политики. Отечественные кластеры в подавляющем большинстве находятся на начальных этапах своего развития, в том числе организационного, и сами участники кластеров еще не до конца понимают, как использовать этот новый инструмент интеграции производственных, инновационных и научных процессов, происходящих на определенной территории.

Проблемные зоны и практические рекомендации

Во второй день Форума состоялись несколько стратегических сессий, посвященных обсуждению отдельных практик реализации кластерной политики и ее увязки с другими инструментами инновационной политики. По итогам их проведения можно выделить набор практических рекомендаций и проблемных моментов.

Переформатирование механизма поддержки кластеров

Эксперты предложили сформировать новые правила поддержки пилотных кластеров и повысить ответственность субъектов РФ за реализацию программ развития локализованных в них кластеров. Отдельно обсуждались вопросы актуализации перечня пилотных инновационных территориальных кластеров и будущего софинансирования программ их развития из средств федерального бюджета. Необходимо также выявлять формируемые кластерные инициативы, вести их картографирование и создать реестр территориальных кластеров.

Прорабатывается возможность разделения финансовой поддержки пилотных кластеров на две части: проектную, распределяемую в ходе проведения конкурсных процедур, и грантовую. Выделять гранты предлагается в начале года в виде минимального гарантированного объема средств на деятельность специализированной организации, консалтинговые услуги, предоставляемые в интересах кластеров, образовательные программы и выставочно-ярмарочные мероприятия. По-прежнему ожидается, что начиная с 2015 года поддержка внутрикластерных проектов будет осуществляться и по мероприятиям, предполагающим капитальное строительство в интересах кластеров, а также по иным сложным программам, требующим «переходящего», многолетнего (вплоть до 5-7 лет) финансирования. Развитие пилотных инновационных территориальных кластеров может быть усилено посредством увязки программы их развития с программой поддержки малого и среднего предпринимательства, также реализуемой Минэкономразвития России.

Повышение качества проектов кластеров

Минэкономразвития России совместно с НИУ ВШЭ недавно создали на платформе Российской кластерной обсерватории специализированную систему для внешней предварительной экспертизы заявок кластеров. За счет нее организаторы конкурса предполагают повысить качество проектов кластеров, по которым запрашиваются средства федеральной субсидий в 2014 году. В дальнейшем систему отбора проектов и повышения их качества предполагается сформировать и на региональном уровне.

В рамках методического обеспечения кластерной политики будут предложены критерии отбора внутрикластерных проектов и сформирована система текущего мониторинга мероприятий программ развития кластеров и оценки их результативности на основе верифицируемых данных. Сами кластеры должны будут продумать и формализовать стратегическое видение своего развития, увязав его с актуальными внутрикластерными проектами, системой показателей результативности реализации программных мероприятий и программы развития кластера в целом.

Усиление венчурного финансирования

В региональных кластерных политиках важно усилить такие акценты, как: увеличение доли венчурного инвестирования, стимулирование развития посевных стадий бизнеса, что позволит снизить дефицит идей, переходящих в стадию стартапов. Стимулировать инновационные проектыи рост на их основе инновационных компаний-участников кластера можно, в частности, через формирование специализированного фонда содействия реализации внутрикластерных проектов.

Связь с образованием

Развитие образования в субъектах РФ должно коррелировать с запросами со стороны кластеров, выступающих драйверами инновационного и социально-экономического развития территорий. Образовательному сектору следует интенсифицировать разработку профильных для кластеров обучающих программ, включая основанные на принципах дуального образования. В настоящее время потенциал вузов недоиспользован и в части ликвидации дефицита проектов на входе в венчурный рынок. От вузов, локализованных в кластерах, ожидают увеличения потока стартапов, что должно стать результатом формирования у студентов навыков инновационного предпринимательства. Усиление координирующей роли вузов в процессе разработки и реализации внутрикластерных проектов в значительной степени позволит минимизировать проблему доверия между участниками кластера.

Структурирование рынка инжиниринга

В области развития инжиниринговой деятельности, в том числе в рамках кластеров, эксперты Форума считают необходимым активизировать работу по стандартизации деятельности инжиниринговых центров в соответствии с международными стандартами, а также по внедрению «ворот качества» проектов, позволяющих осуществлять согласовательные процедуры при переходе инновационных проектов на последующие уровни их венчурной поддержки. Особое место в дискуссиях было уделено вопросам выстраивания системного взаимодействия, структурирования рынка инжиниринга, формализации различных моделей инжиниринговых центров, поддерживаемых по линии нескольких федеральных ведомств и институтов развития, уточнения специфики их деятельности. Очевидно, что инструменты поддержки и контроля эффективности инжиниринговых центров должны различаться в зависимости от их ориентации на интересы малого и среднего предпринимательства, на выстраивание аутсорсинговых процессов для крупных компаний, на стимулирование развития «компаний-чемпионов» — потенциальных лидеров рынка или на оказание услуг в рамках региональных секторов специализации.

Взаимодействие кластеров с госкомпаниями

Участники сессий стратегического планирования, посвященных вопросам повышения эффективности программ инновационного развития госкомпаний и их роли в создании спроса на инновационную продукцию, неоднократно отмечали отсутствие сколь-либо значимых результатов от взаимодействия госкомпаний с внешней средой, в том числе пилотными инновационными территориальными кластерами. Усилить позитивное влияние компаний, по их мнению, помогут: создание режима «одного окна» для обработки поступающих в компании предложений по инновационным закупкам, организация профильных конференций поставщиков, реализация инструмента проектных консорциумов и др.

Модели кластерного управления

Темой отдельной сессии стали формы управления в пилотных кластерах. В докладе «Предпосылки формирования устойчивой модели управления в кластерах» заведующий отделом кластерной политики, руководитель Российской кластерной обсерватории ИСИЭЗ Евгений Куценко показал, что наличие управляющих органов не является достаточным условием успешного развития кластеров.

В пилотных инновационных кластерах уже встречаются такие органы управления, как: организация-координатор, специализированная организация (управляющая компания), совет кластера. Однако в большинстве своем кластеры находятся в начале пути институционального оформления.

Для того чтобы создание управляющей компании для кластера было оправданным, а ее функционирование устойчивым, необходимы определенные условия, или усиление следующих процессов:

  1. Увеличение количества участников в кластере (например, через привлечение существующих организаций / стимулирование потока стартапов) до 80-100 организаций.
  2. Увеличение количества малых и средних предприятий в кластере.
  3. Внедрение в крупных компаниях-участниках кластера стратегий отрытых инноваций.
  4. Реализация в образовательных учреждениях — участниках кластера модели предпринимательского вуза.
  5. Институциональное развитие кластера (формализация прав участников, процедур входа/выхода из кластера, выбора и контроля за органами управления, критериев отбора кластерных проектов, претендующих на государственное финансирование).
  6. Диверсификация источников финансирования специализированной организации/центра кластерного развития, формирование устойчивой бизнес-модели кластера.

По результатам обсуждений на Форуме можно с уверенностью говорить о признании целесообразной кластерной формы развития территорий, завершении этапа внедрения кластерной политики в управленческую практику ряда субъектов РФ и о переходе к решению конкретных задач кластерной политики и обмену лучшими практиками в этой сфере.

Василий Абашкин, Евгений Куценко