• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ по заказу Координационного центра доменов .RU/.РФ подготовил аналитический доклад «Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах», отражающий новейшие результаты исследования, которое проводится третий год подряд.

 

Цитирование:
Тенденции развития интернета в России и зарубежных странах: аналитический доклад  / Г. И. Абдрахманова, О. Е Баскакова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Координационный центр национального домена сети Интернет, Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 144 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-906737-66-3 (в обл.)

Редакционная коллегия: В. А. Горжалцан, Л. М. Гохберг, А. Г. Романов

Авторский коллектив: Г. И. Абдрахманова, О. Е. Баскакова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг, А. В. Демьянова, Г. Г. Ковалева, М. В. Ковригина, 3. А. Рыжикова, А. Б. Суслов, М. С. Токарева, Ю. В. Туровец, К. Е. Утятина

При подготовке отдельных материалов принимали участие: Е. И. Левен, Ю. В. Стасюк

Подробная библиографическая справка

Доклад подготовлен Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ на основе результатов реализации научно-исследовательской работы по теме «Анализ тенденций развития интернета в России и зарубежных странах», выполненной по заказу Координационного центра национального домена сети Интернет.

В издании представлены межстрановые сопоставления по показателям телекоммуникационной инфраструктуры, использования интернета населением и бизнесом, сектора ИКТ. В отдельных разделах приводятся таймлайн развития интернета, динамика показателей по странам, развитие интернет-технологий в субъектах РФ.

Исследование базируется на официальных данных Росстата, Минкомсвязи России, ОЭСР, Евростата, МСЭ, ЮНКТАД, а также на собственных разработках ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. Доклад рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся вопросами развития интернета, процессами цифровизации в России и за рубежом.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

ПРЕДЛАГАЕМ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ФРАГМЕНТАМИ ДОКЛАДА, КОТОРЫЕ ДАЮТ ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОВЛЕЧЕННОСТИ В ГЛОБАЛЬНУЮ СЕТЬ И УРОВНЕ ЦИФРОВЫХ НАВЫКОВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТА

У 76,6% домашних хозяйств России есть доступ к интернету, по данным за 2018 г. Сопоставимые показатели в Литве, США, Греции и Португалии.

Российская интернет-аудитория ежегодно увеличивается. Более двух третей (68,8%) взрослого населения страны (в возрасте 15–74 лет) пользуются им ежедневно, еще 11% – не реже одного раза в неделю. В целом когда-либо воспользоваться интернетом довелось 87,3% россиян.

Стремительно растет аудитория мобильного интернета. По доле населения, выходящего в сеть с мобильных  устройств (65%), Россия находится практически на одном уровне со Швейцарией, Францией, Эстонией (по 68%), Словенией, Турцией, Чешской Республикой (по 64%), значительно превышая уровень США (47%) и Японии (38%). Лидируют по данному показателю Республика Корея (95%), Скандинавские страны (более 84%), Нидерланды (84%), Люксембург (81%).

Практически вся (98,7%) молодежь относится к аудитории интернета, а 93,9% лиц в возрасте 15–24 лет им пользуются ежедневно. Хотя бы раз в жизни выходили в интернет 75,4% людей в возрасте 55–64 лет, ежедневными пользователями сети являются 43,5%; соответствующие показатели в возрастной группе 65–74 лет: 50,7% и 18,6%.

Среди причин отказа от интернета подавляющее большинство (72,6%) тех, кто до сих пор не приобщился к нему, отмечают отсутствие необходимости. В то же время стремительно растет доля лиц, вынужденных отказаться от онлайн-возможностей из-за недостатка соответствующих навыков: в 2015 г. эту причину назвал каждый пятый (21,8%), в 2018 г. – уже практически каждый третий (31,7%).

ЦИФРОВЫЕ НАВЫКИ НАСЕЛЕНИЯ

Чтобы понять, как население России в целом владеет компьютерными и интернет-навыками, авторы исследования, опираясь на методологию, предложенную Евростатом, рассчитали интегральный показатель, который включает четыре типа навыков: коммуникационные, информационные, навыки решения проблем и навыки работы с программным обеспечением.

Методический комментарий

Уровень цифровых навыков рассчитывается на основе информации о 22 видах действий, выполняемых при работе на компьютере или в интернете, которые сгруппированы в четыре типа навыков: информационные, коммуникационные, решения проблем и работы с программным обеспечением. Оценка производится только для лиц в возрасте 16–74 лет, которые в течение последних трех месяцев пользовались интернетом. На первом этапе для респондентов оценивается уровень владения каждой группой навыков. Выделено три уровня владения каждой группой навыков: «Навык отсутствует», «Базовый» и «Выше базового». На втором этапе на основе информации об уровнях владения навыками из каждой группы формируется комплексный индикатор. Каждому респонденту присваивается один из следующих уровней: «Навыки отсутствуют», «Низкий», «Базовый», «Выше базового».

Определение общего уровня цифровых навыков (интегральная оценка):
«Выше базового» – наличие навыков во всех областях на уровне «Выше базового»; «Базовый» – наличие навыков во всех областях при условии, что хотя бы в одной из областей уровень владения навыком – «Базовый»; «Низкий» – отсутствие навыков в одной, двух или трех областях; «Отсутствуют навыки» – во всех четырех областях навыки отсутствуют; в эту группу также включаются лица, которые не пользовались интернетом в последние три месяца.

Почти три четверти (73%) россиян, используя интернет для общения, в той или иной степени владеют коммуникационными навыками: отправляют или получают электронную почту; участвуют в социальных сетях; совершают телефонные звонки или видеоразговоры; загружают собственный контент на веб-сайты. Более одного из перечисленных действий выполняли 54% населения (уровень «Выше базового»), еще 19% осуществляли один вид деятельности («Базовый уровень»).

Информационные навыки (копирование или перемещение файлов; сохранение их в интернет-хранилище; получение данных с сайтов госорганов; поиск информации, связанной со здоровьем, либо о товарах и услугах) демонстрируют 68% россиян, из них 51% – на уровне выше базового (более одного навыка), на базовом (один навык) – 17%.

Навыками решения проблем обладают 56% населения (из них 30% – на уровне выше базового). К компетенциям этой группы относятся: способность передавать файлы, устанавливать программы и приложения, изменять настройки любого программного обеспечения, совершать покупки или продажи в сети, интернет-банкинг, использовать учебные онлайн-ресурсы.

50% населения имеют навыки работы с программным обеспечением. Чуть более четверти (26%) россиян работают с текстовым редактором, электронными таблицами (в т.ч. для организации и анализа данных) или редактируют фото-, видео- и аудиофайлы, что соответствует базовому уровню. Доля тех, кто создает презентации, использует расширенные функции электронных таблиц или документы, включающие текст, рисунки, таблицы, диаграммы, либо пишет код на языке программирования, чуть ниже – 24%.

Уровень владения цифровыми навыками у населения России существенно ниже, чем в странах ЕС. В сравнении с европейцами на 15 процентных пунктов больше доля россиян, имеющих низкий уровень владения цифровыми навыками (41%). На такую же величину доля лиц, обладающих навыками выше базового уровня, в странах ЕС превосходит значение по России.

Наибольший разрыв наблюдается с Норвегией, Данией, Швецией, Финляндией, Нидерландами, Люксембургом, Великобританией, Швейцарией и Германией, где цифровые навыки имеют не менее 90% населения.

Напротив, значительно меньше, чем в России, цифровые навыки распространены в  Чешской Республике, Греции, Турции, Болгарии и Румынии.

Наличие высоких цифровых навыков более характерно для молодежи. В России во всех возрастных группах, кроме 16–24 лет, наиболее распространенным является низкий уровень владения навыками, в то время как в ЕС среди лиц до 45 лет – выше базового.

Дифференциация уровня владения цифровыми навыками у мужчин и женщин в большинстве рассматриваемых стран незначительна. При этом если в странах ЕС средний уровень владения цифровыми навыками во всех возрастных группах выше среди мужчин, то в России – среди женщин.

ЭКСПРЕСС-ИНФОРМАЦИИ «ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА»


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.