Бюллетень «Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2014 года»
Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий деловой климат в сфере услуг Россиив третьем квартале 2014 года. Проанализировав итоги работы 5.7 тыс. организаций сферы услуг, авторы доклада выявили существенное замедление активности в этом секторе экономики за последние три месяца.
Респонденты преимущественно негативно оценивали динамику ключевых индикаторов деятельности сервисных организаций — потребительского спроса, объема оказанных услуг, численности работников, прибыли, конкурентной позиции организаций. К позитивным моментам можно отнести весьма сдержанную инфляционную составляющую и преобладание положительных оценок экономического положения организаций.
Индекс предпринимательской уверенности в сфере услуг рассчитывается как среднее арифметическое значение балансов оценок изменения спроса на услуги и экономического положения организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом, а также ожидаемого изменения спроса на услуги в следующем квартале; в процентах.
Индекс предпринимательской уверенности — результирующий индикатор исследования, комплексно характеризующий деловой климат на рынке услуг — снизился по сравнению с предыдущим кварталом на 4 п. п. и составил (+2%). Формально положительное значение индекса позволяет говорить о сохранении в этом сегменте экономики умеренно благоприятного бизнес-климата, несмотря на замедление деловой активности; однако оно заметно ниже, чем в соответствующих кварталах двух предыдущих лет, и уже подошло вплотную к границе с зоной «неблагоприятных» значений.
Основная причина пессимизма предпринимателей, занятых в сервисной сфере, — дефицит платежеспособного спроса на услуги. В создавшихся условиях (фактической остановки роста реальных доходов и ужесточения кредитной политики банков, нестабильности рубля и предстоящего ускорения инфляции, сохранения геополитической напряженности и ожидания возможных негативных последствий экономических санкций и контрсанкций) потенциальные потребители вполне обоснованно предпочитают минимизировать затраты, отказываясь от приобретения необязательных услуг.
Прогнозы относительно роста деловой активности в IV квартале 2014 года, сформированные по результатам обследования, нельзя назвать оптимистичными. Балансы оценок ожидаемого изменения большинства ключевых показателей имели положительные значения, однако заметно ухудшились относительно значений аналогичных кварталов предыдущих лет. Кроме того, большинство участников конъюнктурных обследований всегда сохраняют позитивный настрой на краткосрочную перспективу, за исключением самых тяжелых периодов экономических кризисов, но это отнюдь не гарантирует реального улучшения делового климата. Поскольку в конце года многие организации сферы услуг будут переживать зимний «мертвый сезон», а стабилизация макроэкономической ситуации и заметный рост доходов населения в ближайшее время маловероятны, деловой климат в этой сфере экономики в следующем квартале может существенно ухудшиться.
Полный текст доклада: Деловой климат в сфере услуг в III квартале 2014 года (PDF, 1.55 Мб)
Публикации в СМИ:
В предпринимательской уверенности в сфере услуг обозначилась отчетливая нисходящая тенденция — ВШЭ (ИА «Финмаркет», 23.09.2014)
Снижается предпринимательская уверенность в сфере услуг (ТПП-Информ, 26.09.2014)