• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Торговле не помог даже Новый год

Предприятия розничной торговли завершили 2015 год  с самыми худшими за последние десять лет результатами. Сокращающиеся доходы населения и растущие цены на товары не оставляют коммерсантам надежды на скорое восстановление спроса и превращают их пессимизм в депрессию, отметили эксперты Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в очередном мониторинге делового климата в розничной торговле.

Результаты опроса за IV квартал говорят об острой дестабилизации делового климата в розничной торговле. Резкий обвал динамики основных операционных финансово-экономических показателей по итогам года побил самые пессимистичные прогнозы. Эксперты НИУ ВШЭ называют нынешний спад беспрецедентным  индекс предпринимательской уверенности в IV квартала впервые с 2000 года показал отрицательное значение, просев до показателя в минус два процента. Таким образом, индикатор преодолел минимальный результат кризисного периода 2009 года.

Анализ был проведен на основе результатов ежеквартального опроса Росстатом примерно четырех тысяч руководителей торговых организаций.

На фоне ослабления деловой активности всех участников торговой отрасли, значительно ухудшились оценки респондентов относительно экономического положения своих организаций. Кроме того, в условиях практической заморозки потребительского рынка произошел существенный прирост складских запасов.

Низкая покупательская способность населения вынуждает ритейлеров контролировать динамику цен в «ручном режиме», а потому в конце 2015 года темпы роста цен по сравнению с III кварталом немного замедлились. Сам факт повышения розничных цен констатировали менее 50% респондентов, против 60% в I квартале.

Динамика показателей розничных компаний в IV квартале демонстрировала ярко выраженное торможение. Не смог исправить ситуацию и традиционный предновогодний оптимизм, который в прошлом не раз компенсировал неудачи предыдущих кварталов. Причиной тому стало продолжающееся в течение двенадцати месяцев подряд снижения реальных располагаемых денежных доходов населения, ограничения потребкредитования и, как следствие, ухудшение финансовых настроений граждан.

В результате, по итогам года уменьшение спроса на продукцию констатировали уже 35% респондентов против 25% в III квартале.Незамедлительная дестабилизация последовала со стороны объема продаж и розничного товарооборота. Дополнительный импульс сжатия получила и ассортиментная матрица в организациях. Если в IV квартале 2014 года баланс оценки изменения ассортимента составлял +10%, то по итогам текущего периода, этот показатель  снизился до +4%. 

Завершение 2015 года прошло под знаком активного сокращения персонала. По сравнению с предыдущим кварталом, его выбытие констатировали 30% руководителей. Баланс оценки изменения численности закрепил отрицательный результат III квартала, составивший  -15%.

Динамика индекса предпринимательской уверенности в организациях розничной торговли

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Многие предприниматели, занимающиеся торговой деятельностью, перешли из разряда привычных оптимистичных российских бизнесменов в категорию депрессивных. Эмоциональный спад всех участников рынка продолжает выражаться в исторически низких для конъюнктурных обследований оценок о развитии торговли в 2016 году.

Очевидна колоссальная разница делового самочувствия предпринимателей в кризис 2009 году и сейчас. На фоне депрессивных плановых оценок на 2016 год ретроспективные кризисные настроения выглядят как легкое разочарование. Это неудивительно, ведь в 2009 году бизнес имел внушительную поддержку со стороны потребительского рынка и достаточно широкий спектр доступных кредитных пакетов, которые уже к концу 2010 года вывели торговлю из кризисного пике.

Не оправдывает себя и процесс импортозамещения, в рамках которого, по крайне мере в ближайшей перспективе, не удастся восполнить дефицит товаров по большинству категорий.

Тем не менее, глубина торгового спада дошла до своего предела, что позволяет с осторожностью исключить дальнейший провал тренда. Главная задача предпринимателей в первые месяцы 2016 года  сохранить бизнес и выжить в рамках маржи, которую сейчас формирует потребитель.

Коррозия потребительского рынка остается главным долгоиграющим негативным явлением, который продолжит вносить деструктивные элементы в торговую деятельность в течение первого полугодия следующего года, оставляя высокий риск развития в рамках отрицательной динамики.

 Полный текст мониторинга «Деловой климат в розничной торговле в IV квартале 2015 года» (PDF, 1.45 Мб)

 Влад Гринкевич для OPEC.ru