• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Потребительские ожидания населения в IV квартале 2015 года

Центр конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ выпустил информационно-аналитический материал, характеризующий потребительские ожидания населения в четвертом квартале 2015 года.


Эксперты Центра констатировали, что индекс потребительской уверенности, рассчитанный на базе ежеквартальных опросов Росстата, снизился в IV квартале 2015 года относительно предыдущего квартала на 2 процентных пункта. Сложившееся значение индикатора (-26%) является одним из самых низких за шесть последних лет (локальный минимум этого периода (-32%) пришелся на I квартал 2015 года). Вместе с тем настроения потребителей были не столь пессимистичны, как в эпицентрах предыдущих кризисов. Так, в I квартале 2009 г. значение индикатора опускалось до (-35%), а в IV квартале 1998 г. достигало наихудшего значения за весь период наблюдений (-58%).

Доля негативных ответов респондентов превышала долю позитивных по всем вопросам анкеты, в результате ухудшились все пять компонентов индикатора. При этом наиболее резкое снижение в IV квартале 2015 г. показали частные индексы, отражающие мнения респондентов относительно произошедших изменений в личном материальном положении и благоприятности условий для крупных покупок.

Ретроспективный анализ значений индекса потребительской уверенности по различным возрастным группам позволяет сделать вывод, что самой оптимистичной частью населения всегда является молодежь в возрасте от 16 до 29 лет. Участники опроса в возрасте от 30 до 49 лет, как правило, более сдержанно оценивают ситуацию, а население старшего возраста (более 50 лет) проявляет наибольший пессимизм. Вместе с тем вызывает настороженность резкое снижение уверенности в самой экономически активной группе (30–49 лет) в IV квартале 2015: индекс по этой группе населения упал на 4 п. п. до отметки (-27%) и почти сравнялся с соответствующим индикатором по старшей группе респондентов (-28%).

Среди европейских стран, проводящих потребительские опросы по сопоставимой с Росстатом методологии, Россия по величине ИПУ традиционно занимает третье место от конца рейтинга, опережая Грецию и Болгарию. Фаворитами практически постоянно являются преимущественно северные страны: Ирландия, Дания, Нидерланды, Финляндия и Швеция.

Индекс потребительской уверенности рассчитывается на базе ежеквартальных опросов 5 тыс. человек взрослого населения страны как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения, произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России, благоприятности условий для крупных покупок. Он является важнейшей компонентой сводного Индекса экономического настроения (ИЭН ВШЭ), ежеквартально рассчитываемого ЦКИ НИУ ВШЭ и характеризующего состояние делового климата экономики страны в целом.

 Бюллетень «Потребительские ожидания населения в IV квартале 2015 года» (PDF, 1.23 Мб)